Меню

Бухучет установки сигнализации на автомобиль

Бухучет установки сигнализации на автомобиль

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках дооборудования автомобиля были сделаны следующие виды работ: — антикоррозийная обработка днища; — установка блока увеличения мощности ДВС; — установка сигнализации; — установка видеорегистратора; — установка замка АКПП; — бронирование стекол и пр. Указанные работы были осуществлены одновременно с вводом автомобиля в эксплуатацию. Каков порядок учета расходов на приобретение дополнительного оборудования на автомобиль в бухгалтерском и в налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Порядок учета расходов на приобретение дополнительного оборудования на автомобиль как в бухгалтерском, так и в налоговом учете Ваша организация вправе определить самостоятельно. Данные затраты можно включить в первоначальную стоимость автомобиля или учесть единовременно в составе прочих расходов.

При этом включение таких затрат в расходы единовременно в целях налогообложения прибыли может привести к налоговым рискам.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Мы полагаем, что указанные в вопросе блок увеличения мощности ДВС, пленка для бронирования, а также коврики самостоятельно без установки на автомобиль не могут выполнять свои функции. Поэтому, на наш взгляд, такие активы возможно учесть вместе с автомобилем в качестве единого инвентарного объекта — автомобиля.

Аналогичные выводы можно сделать и в отношении сигнализации и замка АКПП, так как сам по себе факт того, что сигнализация и замок могут быть сняты с одной машины и установлены на другую не дает достаточных оснований для учета их в качестве самостоятельных объектов основных средств.

Вместе с тем в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (абзац 2 п. 6 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-03-06/1/67863). Схожей позиции придерживаются и судьи (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2011 по делу N А32-44414/2009, ФАС Поволжского округа от 26.01.2010 по делу N А65-8600/2009, ФАС Уральского округа от 03.12.2007 N Ф09-9180/07-С3).

Однако конкретный уровень существенности ПБУ 6/01 не определен.

В этой связи если, по мнению Вашей организации, сроки полезного использования сигнализации и замка АКПП существенно отличаются от срока полезного использования автомобиля, то указанные активы следует учесть как самостоятельные инвентарные объекты.

При этом если их стоимость составляет менее 40 000 руб., то в силу абзаца 4 п. 5 ПБУ 6/01 сигнализацию и замок АКПП Ваша организация вправе учесть в составе материально-производственных запасов.

Метод формирования первоначальной стоимости автомобиля, при котором в нее включаются блок увеличения мощности ДВС, пленка для бронирования, коврики, сигнализация и замок АКПП согласуется с положениями п.п. 7 и 8 ПБУ 6/01, из которых следует, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). При этом перечень затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств фактически является открытым.

Первоначальная стоимость транспортного средства формируется при его приобретении до момента начала его использования (до ввода в эксплуатацию). Поскольку поименованные Вами работы были выполнены не позже ввода автомобиля в эксплуатацию, считаем, что они могут формировать первоначальную стоимость в качестве иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Исключение из приведенного выше порядка, по нашему мнению, составляет видеорегистратор, который способен выполнять свои функции самостоятельно, и, следовательно, может быть учтен в качестве отдельного инвентарного объекта.

Вместе с тем стоимость видеорегистратора с большой долей вероятности составляет менее 40 000 руб. Поэтому также на основании абзаца 4 п. 5 ПБУ 6/01 видеорегистратор Ваша организация вправе учесть в составе материально-производственных запасов.

Читайте также:  Установка сигнализации tomahawk на приору

В анализируемой ситуации, на наш взгляд, также необходимо учитывать, что указанные Вами активы и выполненные работы нельзя рассматривать в качестве затрат по доведению объекта основных средств до состояния, пригодного к эксплуатации. Очевидно, что автомобиль в состоянии выполнять свои функции и без видеорегистратора, сигнализации, тонировки и прочего дополнительного оборудования.

Учитывая изложенное, полагаем, что в отношении сигнализации, пленки для тонировки, замка для АКПП и др. дополнительного оборудования имеются предпосылки для их учета единовременно в составе прочих расходов в соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Налог на прибыль

Для целей исчисления налога на прибыль автомобиль, приобретенный для использования в деятельности организации, направленной на получение дохода, признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Аналогично нормам ПБУ 6/01 первоначальная стоимость автомобиля определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Таким образом, стоимость установленного дополнительного оборудования и работы по его монтажу, осуществленные при приобретении автомобиля до начала его ввода в эксплуатацию, могут быть включены в первоначальную стоимость автомобиля и в налоговом учете.

Как показывает имеющаяся арбитражная практика, контролирующие органы придерживаются мнения, что подобные расходы увеличивают первоначальную стоимость автомобиля. Причем это касается и расходов по установке дополнительного оборудования, приводящих, в частности, к изменению технологического, служебного назначения объекта и осуществленных после ввода основного средства в эксплуатацию (смотрите, например, письмо Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94).

Однако суды в ряде случаев приходят к выводу, такие затраты возможно единовременно признать в составе расходов организации (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.05.2009 N А53-12937/2008-С5-27, ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 N А05-12045/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458,3474/2007, ФАС Уральского от 21.03.2007 N Ф09-11047/06-С3).

В результате так же, как и в бухгалтерском учете, в целях налогообложения прибыли указанные объекты могут как учитываться в первоначальной стоимости автомобиля, так и быть признаны в расходах единовременно.

По нашему мнению, с точки зрения возникновения налоговых рисков первый вариант (включение в первоначальную стоимость) является более предпочтительным.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

источник

Бухучет установки сигнализации на автомобиль

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация в феврале текущего года приобрела автомобиль и отразила его в составе основных средств организации. В августе текущего года был заключен договор со сторонней организацией на приобретение и установку на данный автомобиль системы безопасности (сигнализации) стоимостью 14 000 руб.
Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации расходов на приобретение указанной сигнализации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В налоговом учете организации расходы на приобретение и установку автомобильной сигнализации могут быть учтены в составе материальных затрат.
В бухгалтерском учете организации рассматриваемые расходы учитываются единовременно в составе прочих расходов.

Обоснование вывода:

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль организаций автомобиль, приобретенный для использования в ее деятельности, направленной на получение дохода, признается амортизируемым имуществом.
В силу п. 1 ст. 257 НК РФ аналогично нормам ПБУ 6/01 первоначальная стоимость автомобиля определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Соответственно, стоимость установленного дополнительного оборудования и работы по его монтажу, осуществленные при приобретении автомобиля до начала его ввода в эксплуатацию, могут быть включены в первоначальную стоимость автомобиля в налоговом учете.
На основании п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
В финансовом ведомстве (смотрите, например, письма Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29) уточняют, что при разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технологического или служебного назначения оборудования, приобретение им других новых качеств. Причем это касается и расходов, осуществленных после ввода основного средства в эксплуатацию.
Как показывает имеющаяся арбитражная практика, контролирующие органы придерживаются мнения, что подобные расходы увеличивают первоначальную стоимость автомобиля.
В постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 отмечается, что действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).
Мы придерживаемся позиции, что установка сигнализации не изменяет ни служебное, ни технологическое назначение автомобиля (не увеличивается его мощность, скоростные показатели, масса перевозимого груза, не увеличивается также количество посадочных мест и пр.).
В этой связи считаем, что в рассматриваемом случае при установке сигнализации первоначальная стоимость автомобиля не увеличивается.
Наша позиция подтверждается имеющейся арбитражной практикой.
Например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 N А05-12045/2007, от 04.07.2005 N А56-47890/04 указывается, что установка охранной системы не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.
Аналогичные выводы нашли отражение в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458, 3474/2007, Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 N 02АП-655/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.05.2009 N А53-12937/2008-С5-27, ФАС Уральского округа от 21.03.2007 N Ф09-11047/06-С3).
По существу аналогичное мнение в отношении установки на автомобиль газобаллонного оборудования было высказано в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 26.10.2010 N А32-23439/2008-26/334, Уральского округа от 19.12.2007 N Ф09-10406/07-С3.
Соответственно, суды в ряде случаев приходят к выводу, что такие затраты, как установка сигнализации, возможно единовременно признать в составе расходов организации в целях налогообложения.
В силу п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признается, в частности, имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Таким образом, учитывая изложенное, полагаем, что затраты на приобретение и установку автомобильной сигнализации в анализируемом случае могут быть признаны в расходах единовременно, в составе материальных расходов.
Подобное мнение было высказано представителями финансового ведомства (смотрите материал: Вопрос: Правильно ли мы считаем, что, установив на служебный автомобиль уже после его ввода в эксплуатацию какое-либо дополнительное оборудование (к примеру, сигнализацию, аудио- или климат-систему, газовый баллон), наша компания может учесть эти затраты единовременно в прочих расходах, а не увеличивать на них первоначальную стоимость автомобиля? При этом цена оборудования (до 40 000 руб. или более) значения не имеет? Ведь в результате его установки технические параметры автомобиля не изменяются, это оборудование съемное, и в любой момент его можно переставить на другое авто («Российский налоговый курьер», N 21, ноябрь 2011 г.)).

Читайте также:  Установка пожарной сигнализации нежилого помещения

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
— использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
— использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
— способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
По нашему мнению, в отношении сигнализации из рассматриваемой ситуации указанные условия выполняются. Поэтому сигнализация может быть учтена в составе основных средств как отдельный инвентарный объект.
Вместе с тем следует учитывать следующее. В силу п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В связи с чем мы полагаем, что указанная в вопросе сигнализация самостоятельно без установки ее на автомобиль не может выполнять свои функции. Сам по себе факт того, что сигнализация может быть снята с одной машины и установлена на другую не дает достаточных оснований для учета ее в качестве самостоятельного объекта основных средств.
Поэтому, на наш взгляд, такой актив возможно учесть вместе с автомобилем в качестве единого инвентарного объекта — автомобиля.
Как следует из текста вопроса, автомобиль уже учтен в составе основных средств организации, как отдельный инвентарный объект.
Метод формирования первоначальной стоимости автомобиля, при котором в нее включается сигнализация, согласуется с положениями п.п. 7 и 8 ПБУ 6/01, из которых следует, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
При этом перечень затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств фактически является открытым.
Первоначальная стоимость транспортного средства формируется при его приобретении до момента начала его использования (до ввода в эксплуатацию).
Поскольку работы по установке сигнализации были выполнены позже ввода автомобиля в эксплуатацию, считаем, что достаточно проблематично относить их к затратам, формирующим первоначальную стоимость в качестве иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Кроме того, на основании п. 14 ПБУ 6/01 изменение стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
При этом нормативные акты по бухгалтерскому учету не раскрывают понятия достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации.
В связи с чем мы полагаем, что в целях бухгалтерского учета возможно руководствоваться приведенными выше нормами гл. 25 НК РФ.
Принимая во внимание изложенное в разделе «Налоговый учет», в бухгалтерском учете расходы на приобретение и установку сигнализации, на наш взгляд, первоначальную стоимость автомобиля не увеличивает.
Кроме того, на основании абзаца 2 п. 6 ПБУ 6/01 в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (смотрите также письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-03-06/1/67863).
Аналогичной позиции придерживаются и суды (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2011 по делу N А32-44414/2009, ФАС Поволжского округа от 26.01.2010 по делу N А65-8600/2009, ФАС Уральского округа от 03.12.2007 N Ф09-9180/07-С3).
Однако конкретный уровень существенности ПБУ 6/01 не определен.
В связи с чем если, по мнению Вашей организации, сроки полезного использования сигнализации существенно отличаются от срока полезного использования автомобиля, то указанный актив следует учесть как самостоятельный инвентарный объект.
При этом если их стоимость составляет менее 40 000 руб., как в рассматриваемой ситуации, то в силу абзаца 4 п. 5 ПБУ 6/01 сигнализацию Ваша организация вправе учесть в составе материально-производственных запасов.
Также в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, необходимо учитывать, что указанная сигнализация и выполненные работы по ее монтажу нельзя рассматривать в качестве затрат по доведению объекта основных средств до состояния, пригодного к эксплуатации.
Очевидно, что автомобиль в состоянии выполнять свои функции и без сигнализации.
Учитывая изложенное, полагаем, что в отношении затрат на приобретение и установку сигнализации имеются предпосылки для их учета единовременно в составе прочих расходов в соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Читайте также:  Установка сигнализации hyundai solaris starline

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector