Меню

Места для установки специальной пожарной техники

Приложение. Рекомендации по обозначению указателями специальных разворотных площадок и мест установки пожарной техники

Приложение
к постановлению администрации города
от 1 февраля 2016 г. N 240

Рекомендации
по обозначению указателями специальных разворотных площадок и мест установки пожарной техники

Устройство площадок для пожарной техники предназначено для обеспечения беспрепятственной установки пожарных автомобилей на водоисточники и доступа пожарных подразделений с автолестниц или автоподъемников в любое помещение или квартиру, находящиеся в нижнем пожарном отсеке.

Проезды к площадке должны соответствовать требованиям, предъявляемым к пожарному проезду в соответствии с разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров — при высоте здания или сооружения до 13 метров включительно, 4,2 метра — при высоте здания от 13 до 46 метров включительно, 6 метров — при высоте здания более 46 метров. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. Уклон специальной площадки в местах установки автолестниц и автоподъемников должен быть не более 3°. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

Полотно дорожных одежд, а также грунт в месте установки основания выдвижной опоры (в том числе с подкладкой под опору) должны выдерживать давление соответствующего типа подъемного механизма.

Площадки для установки пожарной техники должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Границы этих площадок должны быть обозначены сплошными линиями красного цвета, а сами площадки — чередующимися наклонными под углом 45 — 60 градусов полосами красного сигнального и белого контрастного цветов. Ширина линий и полос 50 — 100 мм. Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток, регулярно обновляться, а в зимний период года очищаться от снега и льда.

Площадки для установки пожарной техники запрещается загромождать личным автотранспортом, мусорными контейнерами и т.п.

Площадка для установки основной пожарной техники представляет собой заасфальтированный участок улицы или пожарного проезда с размерами 10 х 4 метра.

Рекомендуемые размеры площадок для установки автолестниц и автоподъемников — 12 х 7 метров. Данные площадки должны располагаться на расстоянии 10 — 12 метров от зданий и сооружений, обеспечивая наибольший диапазон работы подъемных механизмов.

Специальные разворотные площадки и места установки пожарной техники необходимо оборудовать информационными знаками, размерами 25 х 50 см. На данных знаках белой краской на красном фоне размещается надпись «Разворотная площадка для специальной техники» или «Специальная площадка для установки пожарно-спасательной техники».

Шрифт надписей выполняется в соответствии с приложением Н ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», где высоту шрифта Н следует принимать равной 3 см.

Схема
установки пожарно-спасательной техники

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

источник

Внимание подъезд пожарной техники! или парковка любой ценой

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

В соответствии с частью 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений, в т.ч. многоквартирных жилых домов, должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

В частности, проезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. К таким зданиям относятся и все стандартные девятиэтажные дома, построенные в стране от Калининграда до Владивостока. При этом, ширина проезда для пожарной техники для таких зданий должна составлять не менее 4,2 м. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

В соответствии с Правилами противопожарного режима запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники (п.75), а также крышки колодцев пожарных гидрантов (п.56).

Читайте также:  Техника на гарантии при самостоятельной установке

Вместе с тем, зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов и разъездных площадок, а также с люками, заставленными автомобилями жильцов. Супротив безопасности и возможности спасения себя и своих детей в случае пожара жильцами ставится удобство парковки личного автомобиля не только возле дома, но и на специальных площадках для пожарной техники.

При этом вопрос о нарушении требований пожарной безопасности не сильно волнует ни таких жильцов, ни управляющую компанию. Управляющая компания даже если и хочет, то зачастую не в силах повлиять на собственников квартир, т.к. действенные и легитимные механизмы воздействия на жильцов попросту отсутствуют.

Жильцов, конечно, можно понять, т.к. вопрос недостаточности парковочных мест стоит остро, особенно в крупных городах, но он, по мнению НСОПБ , не должен решаться за счет пренебрежения пожарной безопасностью.

Проблема обостряется еще и тем, что в настоящее время требования к разметке специальных площадок для пожарной техники на законодательном уровне не утверждены, а места их размещения специальными дорожными знаками («Остановка запрещена») не обозначаются. Попытка утвердить положения по разметке площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домой увенчалась принятием в 2010 г. только методических рекомендаций по устройству пожарных проездов и площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов города Москвы.

В соответствии с данными Методическими рекомендациями площадки для установки пожарной техники должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток, регулярно обновляться, а в зимний период года очищаться от снега и льда. Площадка обозначается чередованием полос шириной 40 см белого и красного цвета по диагонали.

Методическими рекомендациями определены размеры площадок в зависимости от этажности здания и типа подъемного механизма:

автолестницы высотой подъема 30 м – 12 х 6 м.
автолестницы высотой подъема 50 м – 12 х 6 м.
автоподъемники высотой подъема 30 м – 12 х 6 м.
автоподъемники высотой подъема 50 м – 12 х 7 м.
автоподъемники высотой подъема 68 м – 15 х 10 м.
автоподъемники высотой подъема 90 м – 15 х 10 м.
автоподъемники высотой подъема до 101 м – 16 х 10 м

Иных документов, регламентирующих требования к нанесению разметки площадок, НСОПБ не найдено.

Пожарные проезды и подъездные пути должны обеспечивать возможность осуществления деятельности пожарных подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций, а невозможность подъезда специальной техники приводит к невозможности тушения пожаров и эвакуации людей из горящего дома, что влечет за собой человеческие жертвы и колоссальные имущественные потери у жильцов.

Во многих регионах России в настоящее время уже реализуется комплекс мероприятий по содержанию площадок для разворота пожарной и другой специальной техники, внутридворовых проездов (подъездов) в исправном состоянии, демонтажу искусственных препятствий, в том числе железобетонных блоков, ограждений, с проезжей части внутридворовых проездов (подъездов), а также проводится работа по ликвидации парковок и стоянок автотранспорта, выносу самовольно размещенного движимого имущества, не позволяющего обеспечить беспрепятственный проезд (подъезд) пожарной и другой специальной техники к жилым домам.

Но, в первую очередь, нам, как жильцам многоквартирных домов, следует задуматься, сможем ли мы оправдаться перед самими собой за смерть наших детей из-за того, что нам негде было поставить машину!

источник

Места для установки специальной пожарной техники

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

В соответствии с частью 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений, в т.ч. многоквартирных жилых домов, должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

В частности, проезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. К таким зданиям относятся и все стандартные девятиэтажные дома, построенные в стране от Калининграда до Владивостока. При этом, ширина проезда для пожарной техники для таких зданий должна составлять не менее 4,2 м. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

В соответствии с Правилами противопожарного режима запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники (п.75), а также крышки колодцев пожарных гидрантов (п.56).

Вместе с тем, зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов и разъездных площадок, а также с люками, заставленными автомобилями жильцов. Супротив безопасности и возможности спасения себя и своих детей в случае пожара жильцами ставится удобство парковки личного автомобиля не только возле дома, но и на специальных площадках для пожарной техники.

Читайте также:  Техника безопасности при установки водонагревателя

При этом вопрос о нарушении требований пожарной безопасности не сильно волнует ни таких жильцов, ни управляющую компанию. Управляющая компания даже если и хочет, то зачастую не в силах повлиять на собственников квартир, т.к. действенные и легитимные механизмы воздействия на жильцов попросту отсутствуют.

Жильцов, конечно, можно понять, т.к. вопрос недостаточности парковочных мест стоит остро, особенно в крупных городах, но он, по мнению НСОПБ, не должен решаться за счет пренебрежения пожарной безопасностью.

Проблема обостряется еще и тем, что в настоящее время требования к разметке специальных площадок для пожарной техники на законодательном уровне не утверждены, а места их размещения специальными дорожными знаками («Остановка запрещена») не обозначаются. Попытка утвердить положения по разметке площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домой увенчалась принятием в 2010 г. только методических рекомендаций по устройству пожарных проездов и площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов города Москвы.

В соответствии с данными Методическими рекомендациями площадки для установки пожарной техники должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток, регулярно обновляться, а в зимний период года очищаться от снега и льда. Площадка обозначается чередованием полос шириной 40 см белого и красного цвета по диагонали.

Методическими рекомендациями определены размеры площадок в зависимости от этажности здания и типа подъемного механизма:

  • автолестницы высотой подъема 30 м – 12 х 6 м.
  • автолестницы высотой подъема 50 м – 12 х 6 м.
  • автоподъемники высотой подъема 30 м – 12 х 6 м.
  • автоподъемники высотой подъема 50 м – 12 х 7 м.
  • автоподъемники высотой подъема 68 м – 15 х 10 м.
  • автоподъемники высотой подъема 90 м – 15 х 10 м.
  • автоподъемники высотой подъема до 101 м – 16 х 10 м.

Иных документов, регламентирующих требования к нанесению разметки площадок, НСОПБ не найдено.

Пожарные проезды и подъездные пути должны обеспечивать возможность осуществления деятельности пожарных подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций, а невозможность подъезда специальной техники приводит к невозможности тушения пожаров и эвакуации людей из горящего дома, что влечет за собой человеческие жертвы и колоссальные имущественные потери у жильцов.

Во многих регионах России в настоящее время уже реализуется комплекс мероприятий по содержанию площадок для разворота пожарной и другой специальной техники, внутридворовых проездов (подъездов) в исправном состоянии, демонтажу искусственных препятствий, в том числе железобетонных блоков, ограждений, с проезжей части внутридворовых проездов (подъездов), а также проводится работа по ликвидации парковок и стоянок автотранспорта, выносу самовольно размещенного движимого имущества, не позволяющего обеспечить беспрепятственный проезд (подъезд) пожарной и другой специальной техники к жилым домам.

Но, в первую очередь, нам, как жильцам многоквартирных домов, следует задуматься, сможем ли мы оправдаться перед самими собой за смерть наших детей из-за того, что нам негде было поставить машину!

Пресс-служба НСОПБ

источник

Оборудование пожарного автомобиля

Результат оперативного реагирования команды спасателей на сигнал о возгорании во многом зависит от комплектации пожарных автомобилей специальным оборудованием. Перечень пожарно-технического вооружения прописан в ГОСТе 12.2.047-86. Нарушение правил оснащения ПА влечет за собой не только срыв операции, но и составляет опасность для жизни спасателей и людей, попавших в беду.

Стандартный комплект

Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.

Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:

  1. Аварийно-спасательный инструмент, при помощи которого устраняют препятствия на пути к очагу возгорания. К нему относят топор, багор, молоток, лом, технические средства для резки проводов.
  2. Спасательные средства. Это лестницы, канатно-спусковые устройства, маты, приспособления для поднятия на высоту, метательные устройства.
  3. Оборудование малой механизации, к которому относят инструмент с электроприводом, соединяющийся с двигателем или гидроагрегатом. Это пневматические домкраты, заглушки, пластыри.
  4. Средства индивидуальной защиты. Для органов дыхания и зрения – респираторы, аппараты со сжатым воздухом, устройства искусственной вентиляции легких, самоспасатели. Для рук, ног и головы – каски, перчатки, защитная обувь. Дополнительное оборудование пожарных автомобилей, которые работают в зоне техногенных катастроф, включает комплекты теплоотражателей, костюмы защиты от ионизирующих излучений.
  5. Гидравлические установки.

Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.

Оборудование для эвакуации

Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.

Читайте также:  Техника для установки винтовых свай

ПА автомобили общего назначения оснащены:

  • 2-4 расширителями или зажимами для изменения размера прохода;
  • насосной станцией гидравлического типа или ручным насосом;
  • гидравлическими линиями;
  • домкратом для поднятия тяжелых препятствий на пути эвакуации;
  • кусачками для резки металла и ножницами комбинированного типа;
  • дополнительным инструментом, который устраняет преграды на пути.

Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).

Пожарные стволы

Один из видов специального оборудования основных пожарных автомобилей, используемого для подачи огнетушащих средств через рукава гидрантов.

Пожарные стволы
Пропускная способность и размеры Вид огнетушащего вещества
Ручные Водяные
Лафетные Пенные
Комбинированные

Ручные активируются ручным оборудованием. Их недостаток – ограниченное расстояние действия, максимум 5 метров. Применяют при тушении небольших очагов возгорания. Лафетные – оборудование спецтехники. В комплекте – варианты насадок.

Переносное оборудование обоих типов крепится на окончании рукавной напорной линии. Стационарные устанавливаются только на опорах и соединяются с краном или насосом автомобиля. Благодаря стволам и насадкам можно формировать как сплошную струю для тушения огня на дальних расстояниях, так и распыленную для небольших площадей или локального очага.

Машины, выезжающие в зону пожара, комплектуются следующими моделями стволов.

РС-70 Оборудование пожарных машин, мотопомп. Состоит из корпуса, насадки, муфтовой соединительной напорной головки и переносного ремня. РСП-50

РСП-70 Отличаются от обычных функцией перекрытия потока. Дают сплошную или распыленную струю. РСКЗ-70 Ручной ствол комбинированного типа для подачи сплошной или распыленной струи, образования водяной завесы. Входит в комплект мобильных средств пожаротушения. СРК-50 Формирует компактную или распыленную струю, дополнен функцией перекрытия потока. РСК-50 В отличие от типа РСКЗ дает факел распыления под 20 и 60°

Рукава

Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:

Всасывающие

Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.

Напорно-всасывающие

Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.

Напорные

Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.

Классификация ПТВ пожарной машины

Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

  1. По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
  2. По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.

К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

Назначение ручного инструмента:

  • лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
  • цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
  • насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
  • топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
  • легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
  • лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
  • ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.

К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

Размещение в автомобиле

По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.

Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:

  • группировка инструмента по функциональному назначению;
  • размещение по особенностям конфигурации и массе;
  • по последовательности использования;
  • по частоте применения.

В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.

1 – огнетушитель; 2 – инструмент шофера; 3 – гаечный ключ; 4 – пожарный рукав; 5 – пожарный ствол; 7 – пожарная колонка; 8 – разветвление; 9 – крюк; 10 – всасывающая сетка; 11 – рукавный зажим; 12 – переходная головка 50×80; 13 – переходная головка 70×80; 14 – ствол РС; 15 – ствол РСК; 16 – шланг пенообразователя; 17 – льняной напорный рукав; 18 – напорный пожарный рукав; 19 – водосборник.

источник