Меню

Получение лицензии на установку техники

Помощь в лицензировании в области ремонта, технического обслуживания, установки и монтажа ВВТ.

Согласно пункта 2 «Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники» (далее — Положение), введенного в действие Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2012 г. N 581, лицензируемый вид деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники включает в себя такой вид работ (услуг), как ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники.

Лицензирование в области ремонта, технического обслуживания, установки и монтажа вооружения и военной техники (далее – ВВТ), является относительно новым видом работ (услуг) в составе лицензируемого вида деятельности, поскольку ранее лицензия выдавалась только на ремонт ВВТ (лицензия на ремонт ВВТ).

При ремонте, техническом обслуживании, установке и монтаже продукции военного назначения, которая согласно пункта 3 Положения относится к вооружению и военной технике, организация (предприятие) должно иметь специальное разрешение (лицензию) на выполнение таких работ (оказание таких услуг), то есть должно иметь такой документ, как лицензия на ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники.

Согласно позиции лицензирующего органа в области ВВТ, которым в настоящее время является Министерство промышленности и торговли РФ (далее – Минпромторг), в случае, если какие-либо составные части или комплектующие были специально разработаны для образца ВВТ в рамках составных частей ОКР и приняты на вооружение (снабжение) в составе образцов ВВТ для осуществления деятельности по их производству и ремонту организация (предприятие) должна иметь лицензию в области ВВТ.

Лицензионные требования к соискателю лицензии (лицензиату) по такому виду работ (услуг), как ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж ВВТ — имеют ряд своих особенностей. Организация (предприятие), желающая иметь такой документ, как лицензия на ремонт ВВТ, должна обладать соответствующим технологическим оборудованием и средствами измерений для ремонта, техобслуживания, установки и монтажа вооружения и военной техники, испытательным и стендовым оборудованием для проведения различного рода испытаний и проверок ВВТ после ремонта, такими структурными подразделениями, как служба качества, служба метролога, служба технолога, подразделение хранения технической документации, соответствующим квалифицированным персоналом, легитимной и актуализированной технической (ремонтной) документацией. И этим далеко не исчерпываются все особенности требований, предъявляемых к предприятию (организации) на получение лицензии на ремонт, техническое обслуживание, установку и монтаж вооружения и военной техники.

Особые специфические требования предъявляются к соискателям лицензии, осуществляющим ремонт, техническое обслуживание, установку и монтаж ВВТ выездными бригадами, работающими на объектах заказчика (корабли и суда флота, войсковые части, учебные центры, полигоны, пусковые установки, командные пункты и пр.)

Таким образом, подготовка к лицензированию по виду работ (услуг) ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж ВВТ требует от соискателя лицензия больших знаний специфики и особенностей лицензионных требований.

Всеми этими знаниями и опытом оказания таких услуг обладаем мы.

Мы готовы оказать предприятиям и организациям, исполняющим задания ГОЗ, или собирающимися участвовать в их исполнении, самую существенную и действенную помощь в получение (переоформлении) лицензии на такой вид работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, как ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники. Наши опытные специалисты в области лицензирования сделают все необходимое для того, чтобы процедура получения такого документа, как лицензия на ремонт ВВТ, прошла для Вас безболезненно и на законных основаниях. Мы поможем Вам решить эту проблему с минимальными временными, материальными и моральными издержками.

В типовой пакет оказания услуг на получение лицензии в области ремонта, технического обслуживания, установки и монтажа ВВТ «под ключ», как правило, входят:

1. Передача соискателю лицензии детальных рекомендаций по подготовке к лицензированию в области ВВТ.
2. Предварительный аудит соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям. Выявление критических (ключевых) несоответствий.
3. Разработка и выдача письменных рекомендаций по возможным вариантам решения ключевых проблемных вопросов, выявленных в ходе предварительного аудита.
4. Подбор необходимых классов ЕКПС (единый кодификатор предметов снабжения) для включения их в заявление на получение лицензии.
5. Оказание помощи в подготовке (подготовка) заявления на получение лицензии с необходимым комплектом прилагаемых документов для подачи их в лицензирующий орган. Подготовка лицензионного пакета документов, его проверка и экспертная оценка.
6. Проведение консультаций соискателя лицензии по всему спектру вопросов, связанных с лицензированием в области ВВТ, на протяжении всего периода подготовки.
7. Передача соискателю лицензии (лицензиату) Перечня и образцов документов, которые необходимо готовить для возможной проверки предприятия на соответствие лицензионным требованиям и условиям после подачи документов в лицензирующий орган, с детальными рекомендациями по подготовке к такой возможной проверке.
8. Передача соискателю лицензии (лицензиату) образцов важнейших документов по СМК (системе менеджмента качества), которые должны быть на предприятии (в организации).
9. Сдача заявления на получение лицензии с необходимым комплектом документов в лицензирующий орган.
10. Получение готовой лицензии в лицензирующем органе и передача ее заказчику.

Дополнительно могут быть оказаны такие услуги, как:

  • Решение вопросов о закреплении (готовности к закреплению) за соискателем лицензии военного представительства Минобороны России.
  • Оказание помощи в получении лицензии территориального управления УФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
  • Оказание помощи в получении лицензии ФСТЭК России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в части противодействия иностранным техническим разведкам).

Стоимость типового пакета услуг на получение лицензии на разработку ВВТ составляет от 150 тыс. руб.

Оказание услуг на получение лицензии на ремонт вооружения и военной техники требует профессионального подхода!

Полный перечень услуг, которые мы готовы оказать нашим заказчикам в сфере получения лицензии на ремонт вооружения и военной техники, приведен в разделе «Помощь в лицензировании в области ВВТ».

Логическим результатом нашей помощи будет получение Вами лицензии в области ВВТ на такой вид деятельности, как разработка, производство, испытания, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники. В самой лицензии будет указан такой вид работ (услуг), составляющий лицензируемый вид деятельности, как ремонт, техническое обслуживание, установка и монтажВВТ, наименование предприятия, его адрес и адрес (адреса) осуществления лицензируемого вида деятельности, а в приложении к лицензии на ремонт ВВТ будут указаны классы ЕКПС, на которые распространяется данная лицензия на этот вид деятельности.

Для предприятий, не имеющих лицензии на ремонт ВВТ, но планирующих ее получение – специальное предложение: предварительный аудит предприятия на определение возможности получения лицензии или рассмотрение вариантов участия в государственном оборонном заказе без оформления лицензии.

источник

Заказчик требует лицензию в области ВВТ … А нужна ли она Вам?

Необходимость лицензирования вооружения и военной техники при исполнении заданий государственного оборонного заказа (ГОЗ) является очень актуальной проблемой для многих предприятий, особенно для тех, кто участвует (или намеревается участвовать) в исполнении ГОЗ в кооперации различного уровня, а также для тех, кто исполняет (или собирается исполнять) договора с головными исполнителями.

Заказчики всех уровней заинтересованы в том, чтобы отсекать от исполнения заданий ГОЗ различные «фирмы — однодневки», недобросовестных поставщиков, предприятия, которые объективно не могут выполнять те или иные работы (оказывать те или иные услуги) с должным качеством и в установленные сроки, и поэтому зачастую все чаще и чаще указывают в своей тендерной документации, условиях госконтрактов и договоров такое требование, как наличие у всех соисполнителей (контрагентов, поставщиков) лицензии в области ВВТ.

Наличие такой лицензии у поставщика (исполнителя) уже дает заказчику некую гарантию того, что его заказ будет выполнен согласно договорных условий, поэтому понять его такие требования можно и требования эти вполне законны, хотя они существенным образом ограничивают конкуренцию и зачастую создают проблемы самому заказчику.

Но на самом ли деле всем предприятиям, которые участвуют в кооперации по исполнению того или иного госконтракта по ГОЗ необходимо иметь лицензию в области ВВТ, даже если этого требует заказчик? Существует ли для всех них необходимость лицензирования, если такой лицензии нет? Вопрос очень и очень сложный и далеко не всегда однозначный. К примеру, головной исполнитель исполняет госконтракт по постройке военного корабля и заказывающим органом госзаказчика головному исполнителю поставлено условие по привлечению всех соисполнителей (поставщиков, контрагентов) до последнего уровня кооперации в рамках этого госконтракта только при наличии у них лицензий в области ВВТ. Но если некая фирма намеревается производить и поставлять в рамках этого госконтракта, к примеру, мебель, или судовые трубы, то относится ли ее продукция к вооружению и военной технике и подлежит ли вследствие этого данная фирма лицензированию в области ВВТ? То есть насколько обоснованы по отношению к ней требования заказчика о наличии такой лицензии и насколько актуальна необходимость лицензирования?

Читайте также:  Техника для установки анкеров

Согласно пункта 3 «Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники» (далее- Положение), введенного в действие Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2012 г. №581 к терминам «вооружение и военная техника» относят следующие понятия:

  • «вооружение» — средства, включая составные части, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, а также средства, непосредственно обеспечивающие их применение (наведение, пуск, управление и обслуживание);
  • «военная техника» — технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники.

При этом гражданская (общепромышленная) продукция, к числу которой также относятся детали, агрегаты, оборудование, запасные части и комплектующие изделия, которые изготавливаются для применения в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям и единым технологиям не относятся к вооружению и военной технике.

Исходя из этого, постараемся ответить на первый вопрос для нашего примера, то есть, относится ли мебель и судовые трубы, поставляемые в рамках этого заказа на военный корабль, к вооружению и военной технике? Если у заказчика нет каких-либо особых требований к такой мебели и таким трубам, если такая продукция не изготавливается по особым техническим условиям (или техническому заданию) заказчика специально для военного заказа, то ответ на такой вопрос для любого специалиста в этой сфере однозначен – нет, не относится!

Постараемся ответить и на второй вопрос, нужна ли такой фирме, поставляющей на военный корабль мебель и судовые трубы, лицензия ВВТ на этот вид деятельности в рамках данного госконтракта, и есть ли необходимость лицензирования? Ответ для специалиста также достаточно очевиден — нет, поскольку если поставляемая продукция не относится к ВВТ, то и лицензировать нечего!

Но ведь требование заказчика о наличии лицензии остается, и, как правило, он слабо прислушивается к доводам (даже вполне разумным), которые ему пытается привести потенциальный соисполнитель (поставщик, контрагент). И что остается делать такому потенциальному исполнителю госзаказа? Подавать документы в лицензирующий орган на получение лицензии в области ВВТ?

Но сможет ли такая фирма получить лицензию на производство ВВТ, имея в виду судовую мебель или судовые трубы, поставляемые в рамках данного госконтракта? Поскольку мебель и судовые трубы, как мы уже отметили выше, относятся к гражданской (общепромышленной) продукции, изготавливается для военных и гражданских заказчиков по единым требованиям и технологиям, лицензии в области вооружения и военной техники для таких поставок (работ, услуг) не требуется. Поэтому ответ здесь также достаточно очевиден – такой фирме получить лицензию в области ВВТ, скорее всего, не реально, поскольку лицензирующий орган не сможет отнести данную продукции к вооружению и военной технике!

Но как все это доказать заказчику и главное, как решить эту проблему? Сделать это достаточно сложно, ведь на страже требования госзаказчика о наличии лицензии стоит и заказывающее управление, и военное представительство Минобороны России, контролирующее выполнение данного заказа, и головной исполнитель. А тем временем и у головного исполнителя появляются проблемы: есть надежная фирма поставщик, готовая поставить продукцию на корабль, но данная фирма не имеет лицензии в области ВВТ и не сможет ее объективно получить в лицензирующем органе. Но кто же тогда будет поставлять мебель и трубы на корабль? Вопрос остается без ответа, а контракт – под угрозой срыва.

Тем не менее, выход из этой ситуации есть, и мы всегда готовы прийти на помощь предприятиям, которые в ней оказались или могут оказаться. При этом мы решаем три проблемы:

  • относим продукцию, которую поставляет или собирается поставлять предприятие в рамках того или иного контракта (договора) к тому или иному классу Единого кодификатора предметов снабжения (ЕКПС);
  • в официальном порядке решаем вопрос об отнесении той или иной продукции по выбранным классам ЕКПС к вооружению и военной технике;
  • если эта продукция не относится к вооружению и военной технике и об этом имеется официальное заключение уполномоченного органа, мы решаем вопрос о получении со стороны Минпромторга заключения о том, что предприятие по данной продукции и по данным классам ЕКПС не нуждается в лицензировании в области ВВТ, необходимость лицензирования отсутствует.

Логика при этом очень просто проста, если Ваша продукция не может быть отнесена к вооружению и военной технике, нет необходимости и лицензироваться в области ВВТ, поскольку нет самого предмета лицензирования!

Наличие таких официальных заключений заменит Вам наличие самих лицензий в области ВВТ, и с ними Вы будете правомочны поставлять продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) в рамках того или иного госконтракта (договора) по гособоронзаказу. При этом крайне желательно также иметь сертификат соответствия СМК предприятия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ РВ 0015-002 в получение которого мы также с готовностью поможем! Такой комплект документов, как правило, удовлетворяет самых требовательных и привередливых заказчиков и поможет Вам решить такую проблему, как необходимость лицензирования!

Стоимость услуги по оказанию помощи в решении вопросов отнесения продукции предприятия к ВВТ и оказание помощи (в необходимых случаях) в получении заключения лицензирующего органа об отсутствии необходимости лицензирования в области ВВТ составляет от 50 тыс. руб.

Необходимость лицензирования, отнесение продукции к вооружению и военной технике это достаточно сложные задачи, решение которых под силу только профессиональным специалистам! У нас накоплен большой опыт решения таких вопросов. С нашей помощью многие предприятия решили проблемы отнесения своей продукции к ВВТ и необходимости лицензирования, и в настоящее время успешно продолжают участвовать в исполнении заданий государственного оборонного заказа.

источник

Новации в сфере лицензирования

Елена Валерьевна Новоселова,
экономист

С 1 октября 2019 г. вступили в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании лицензирования» (далее — Указ N 326), предусматривающие ряд изменений в Указ Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ N 450).

Указ N 450 в настоящее время является единым консолидированным актом законодательного характера, устанавливающим лицензируемые виды деятельности и порядок лицензирования.

В свою очередь, Указ N 326 позиционируется как устраняющий избыточное регулирование в отдельных сферах предпринимательской деятельности, оптимизирующий и упрощающий механизм лицензирования.

Указом N 326 задекларированы цели лицензирования и впервые вводятся общие принципы лицензирования.

Цели: обеспечение защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды при условии, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом, кроме лицензирования .

1) определение перечня лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, исключительно исходя из необходимости достижения заявленных целей;

2) определение исчерпывающего перечня предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требований и условий с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности;

3) самостоятельность лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования;

4) недопустимость приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки;

5) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины, а также расходов, связанных с проведением экспертизы;

6) максимальное использование информационных технологий;

7) открытость и доступность информации о порядке лицензирования.

Исходя из целей и принципов лицензирования предполагается минимизация вмешательства государства посредством механизма лицензирования в предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования. Одновременно Указом N 326 уже сделаны первые шаги по сокращению лицензируемых видов деятельности и упрощению лицензионных требований к соискателям лицензий и лицензиатам.

Ветеринарная деятельность : исключено лицензирование составляющей работы, услуги — диагностика, профилактика заболеваний и лечение сельскохозяйственных животных, животных-компаньонов, животных, используемых в культурных мероприятиях, зоопарках, цирках, зверинцах, служебных и лабораторных животных.

Деятельность в области автомобильного транспорта :

исключено лицензирование услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом в нерегулярном сообщении, перевзкам пассажиров автомобилями-такси. При этом следует учесть, что лицензирование внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, перевозок пассажиров автомобилями-такси отменено с 26 февраля 2018 г. Декретом N 7;

— скорректирован и сокращен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. С учетом изменений к таким нарушениям относятся:

повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильной перевозки пассажиров водителем механического транспортного средства, не прошедшим предрейсовое медицинское обследование, и иные медицинские осмотры, включая обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование);

неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителя механического транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством;

выпуск на линию транспортного средства с неисправностью, при наличии которой запрещается его эксплуатация;

выполнение автомобильной перевозки с использованием транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к участию в дорожном движении либо переоборудованного с нарушением требований законодательства;

выполнение автомобильной перевозки без заключения договора обязательного страхования в предусмотренных законодательством случаях;

Читайте также:  Установка встраиваемой техники бош

выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в предусмотренных законодательством случаях;

— из перечня грубых нарушений исключено использование транспортного средства, оформленного как автомобиль-такси, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, а также выполнение автомобильных перевозок без заказа-наряда на фрахтование, путевого листа. Следует отметить, что использование путевых листов в транспортной деятельности отменено Декретом N 7 с 26 февраля 2018 г.

Адвокатская деятельность :

введено ограничение на получение лицензии для физических лиц, в отношении которых Минюстом принято решение о прекращении действия лицензии за совершение действий, дискредитирующих звание адвоката и адвокатуру, — на срок в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений;

— дополнен перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии (лицензиатам), наличием стажа работы по специальности не менее трех лет.

Деятельность в области связи :

уточняется используемая терминология в области электросвязи:

под услугами передачи данных понимаются услуги по приему, передаче, обработке и хранению данных, включая услугу телефонии по IP-протоколу и услугу IP-телевидения;

под услугой телефонии по IP-протоколу понимается услуга передачи данных по передаче голосовых сообщений в двустороннем режиме в реальном масштабе времени по сетям с пакетной коммутацией на базе IP-протокола;

под услугой IP-телевидения понимается услуга передачи данных по приему, передаче, обработке и хранению телевизионного (аудиовизуального) контента по сетям с пакетной коммутацией на базе IP-протокола;

— в связи с уточнением терминологии исключено раздельное лицензирование видов деятельности по оказанию услуг телефонии по IP-протоколу, услуг IP-телевидения. Данные виды деятельности включены в составляющую лицензируемый вид деятельности услугу передачи данных.

— услуг подвижной электросвязи (за исключением услуг сотовой подвижной связи);

— трансляции телевизионных программ;

— эфирной трансляции звуковых программ.

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности исключено лицензирование:

— торговли средствами противопожарной защиты;

— экспертной деятельности по разработке паспортов пожарной безопасности, выполнению расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности;

— деятельности по техническому обслуживанию организацией систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании.

Деятельность по технической и (или) криптографической защите информации :

отменяется лицензирование следующих составляющих работ и услуг:

деятельности по реализации, монтажу, наладке, сервисному обслуживанию технических средств обработки информации в защищенном исполнении, программных средств обработки информации в защищенном исполнении, технических, программных, программно-аппаратных средств защиты информации и контроля ее защищенности, средств криптографической защиты информации;

деятельности по проведению испытаний технических средств обработки информации, программных средств обработки информации, технических, программных, программно-аппаратных средств защиты информации и контроля ее защищенности, средств криптографической защиты информации по требованиям безопасности информации;

— оптимизирован и уточнен перечень составляющих данный вид деятельности работ (услуг) в связи с принятием Указа «О допуске к государственным секретам» и внесением изменений в Указ «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации»;

вводится лицензирование работ по проектированию, созданию и аудиту систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации;

— уточняется субъектный состав лицензиатов. Предусмотрено, что лицензируемая деятельность осуществляется только юридическими лицами Республики Беларусь. При этом только государственным юридическим лицам Республики Беларусь и хозяйственным обществам, 100 процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, предоставляется право на осуществление составляющей ее работы и (или) услуги — аттестации объектов информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов, если владельцем соответствующего объекта информатизации является государственный орган или государственная организация, а также хозяйственное общество, 50 и более процентов акций (долей в уставном фонде) которого находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;

— установлены дополнительные лицензионные требования к соискателям лицензий и лицензиатам. К общим лицензионным требованиям и условиям отнесены:

наличие в штате не менее трех работников, а при наличии обособленных подразделений — не менее трех работников в штате каждого такого подразделения (для деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе и деятельности по оказанию услуг по распространению открытых ключей проверки электронной цифровой подписи — наличие в штате каждого обособленного подразделения не менее одного работника), имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации;

наличие на праве собственности или ином законном основании средств измерений и контроля, технических, программно-аппаратных и программных средств в соответствии с перечнем, определяемым Оперативно-аналитическим центром, а также помещений, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность.

Также предусмотрены специальные лицензионные требования и условия:

— для деятельности по проведению специальных исследований технических средств, выявлению специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, проектированию, созданию систем защиты информации на объектах информатизации, аттестации объектов информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов:

наличие разрешения на осуществление деятельности с использованием государственных секретов;

наличие у руководителя и других работников соискателя лицензии, которые непосредственно будут осуществлять лицензируемую деятельность, соответствующего допуска к государственным секретам;

наличие объектов (объекта) информатизации, предназначенных для обработки информации, содержащей государственные секреты;

прохождение периодической метрологической поверки (калибровки) средств измерений, необходимых для выполнения работ (оказания услуг);

— для деятельности по проектированию, созданию, аттестации систем защиты информации информационных систем, предназначенных для обработки информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, не отнесенной к государственным секретам:

наличие в штате не менее трех работников, имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;

наличие информационной системы, предназначенной для обработки служебной информации ограниченного распространения;

— для деятельности по проектированию, созданию и аудиту систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации:

наличие в штате не менее трех работников, имеющих высшее образование в области защиты информации либо высшее или профессионально-техническое образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической и криптографической защиты информации, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;

наличие информационной системы, предназначенной для обработки служебной информации ограниченного распространения;

наличие сертификата соответствия системы менеджмента информационной безопасности, выданного в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

С учетом требований и условий к соискателям лицензий актуализирован перечень требований и условий к лицензиатам. Помимо указанных выше к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиатам, отнесены:

наличие назначенного в установленном порядке лица, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности;

повышение квалификации в сфере технической и криптографической защиты информации работников, которые непосредственно будут осуществлять лицензируемую деятельность, не реже одного раза в три года;

представление ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Оперативно-аналитический центр отчета о выполненных за предыдущий год работах (оказанных услугах), составляющих лицензируемую деятельность, по форме, определяемой Оперативно-аналитическим центром.

Актуализирован и дополнен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. К ним отнесены:

— нарушение требований нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в сфере технической и криптографической защиты информации, которое способствовало или привело к неправомерному доступу, уничтожению, модификации (изменению), копированию, распространению и (или) предоставлению информации, блокированию правомерного доступа к информации или чрезвычайной ситуации техногенного характера;

— неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) несоблюдение особого лицензионного требования (условия) (выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в государственных органах и государственных организациях по согласованию с Оперативно-аналитическим центром);

— неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) нарушение порядка:

проведения специальных исследований технических средств;

проектирования, создания систем защиты информации на объектах информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов;

аттестации объектов информатизации, предназначенных для проведения работ с использованием государственных секретов;

проектирования, создания, аттестации систем защиты информации информационных систем, предназначенных для обработки информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, не отнесенной к государственным секретам;

проектирования, создания, аудита систем информационной безопасности критически важных объектов информатизации.

Деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями : отменяется лицензирование деятельности по хранению драгоценных металлов и драгоценных камней и деятельности по приему в залог драгоценных металлов и драгоценных камней, а также деятельности по изготовлению и ремонту (реставрации) продукции (изделий), ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по индивидуальным заказам физических лиц.

Деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства : из лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату, исключено согласование с МВД информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь граждан.

Читайте также:  Нормы установка техники рабочее место

Деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий : уточнено, что не требуется получения лицензии для производства продукции общественного питания объемной долей этилового спирта более семи процентов, изготовленной путем смешения и (или) настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами.

Оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий :

исключено лицензирование хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий, изъятых, арестованных или обращенных в доход государства;

изменены требования в отношении складских помещений для соискателя лицензии и лицензиата на право осуществления оптовой торговли алкогольными напитками, непищевым этиловым спиртом. Допускается наличие складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1000 кв. м не только на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, но и ином законном основании (например, аренда).

Розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями : предусмотрено, что лицензия на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, выданная владельцу магазина беспошлинной торговли, предоставляет право осуществления разносной торговли на бортах воздушных судов алкогольными напитками и табачными изделиями.

Медицинская деятельность :

отменяется лицензирование:

— первичной медицинской помощи;

— медицинской деятельности учреждениями образования и социального обслуживания;

— деятельности по оказанию спа-услуг;

— уточняется, что лицензированию подлежит только лечебный массаж;

упростились лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии и лицензиатам в отношении наличия медицинского образования и медицинской практики:

— допускается, что у руководителя соискателя лицензии может не быть высшего медицинского образования, первой или высшей квалификационной категории, документа о повышении квалификации или переподготовке по организации здравоохранения либо соответствующей заявленному виду деятельности специальности при условии соответствия таким требованиям его заместителя;

требование о наличии первой или высшей категории сохраняется только для медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование (не менее чем у одного работника на каждый заявленный вид деятельности во всех местах ее осуществления);

исключено требование о наличии квалификационной категории для медсестер по массажу (техников-массажистов) и зубных техников;

для медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, стаж работы по специальности, соответствующей заявленному соискателем лицензии виду деятельности, сокращен с пяти до трех лет. При этом исключается требование о непрерывности такого стажа работы непосредственно перед получением лицензии;

исключается требование о наличии медицинского стажа работы для медицинских работников, имеющих среднее специальное медицинское образование;

— уточнено, что особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии, за исключением случаев оказания услуг по месту жительства или месту пребывания пациента (если оказание таких услуг предусмотрено законодательством).

Деятельность по оказанию юридических услуг : уточнено ограничение на получение лицензии на оказание риэлтерских услуг. Не имеет права на получение такой лицензии юридическое лицо, если его руководитель ранее являлся руководителем риэлтерской организации, в деятельности которой в течение трех последних лет (ранее — пяти лет) установлены факты сокрытия от налогообложения доходов либо иные нарушения, совершенные в период нахождения данного лица в должности руководителя, повлекшие прекращение действия или аннулирование лицензии на оказание риэлтерских услуг.

Оптовая и розничная торговля нефтепродуктами : исключено лицензирование оптовой торговли мазутом и нефтебитумом.

Охранная деятельность :

исключено лицензирование охраны юридическим лицом своих работников и принадлежащих ему объектов (имущества);

— из перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий исключено нарушение работниками лицензиата, его обособленного подразделения установленных законодательством порядка и условий проведения личного досмотра, а также условий и пределов применения и использования этими работниками оружия, применения ими специальных средств и физической силы.

Страховая деятельность :

— оптимизирован перечень составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг: добровольное страхование разделено на два вида — страхование, относящееся к страхованию жизни, и страхование, не относящееся к страхованию жизни. Предполагается, что таким образом будет упрощена и оптимизирована процедура лицензирования соответствующего вида добровольного страхования;

— из перечня лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) для обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов и добровольного страхования космических рисков, исключено требование по наличию собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 5000000 евро;

— предусмотрена обязанность лицензиата (страховщика) при прекращении действия лицензии обеспечить возврат страховщиком необоснованно полученных страховых взносов страхователям.

Деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду : уточняется грубое нарушение требований законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий деятельности по использованию отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов. В отношении оборудования и инструментов, необходимых для выполнения работ по использованию отходов 1 — 3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, уточняется, что они должны быть предусмотрены проектной или иной документацией, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Данное уточнение направлено на приведение в соответствие со ст. 5 и 7 Закона «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», которыми установлено, что предпроектная (проектная) документация для объектов, на которых осуществляются хранение, использование, обезвреживание и захоронение отходов, подлежит государственной экологической экспертизе с проведением оценки воздействия на окружающую среду.

Полностью исключено лицензирование:

— деятельности по оказанию психологической помощи ;

— деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения . Следует отметить, что выполнение работ по контролю радиоактивного загрязнения регулируется Законом «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановлением Совмина «Об утверждении Положения о системе контроля радиоактивного загрязнения». В качестве компенсирующих мер по обеспечению качества и безопасности соответствующих работ в рамках выполнения данной деятельности предусмотрены аттестаты аккредитации на соответствие требованиям системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Беларусь или удостоверения оценки качества выполнения измерений.

Единый реестр специальных разрешений

Указом N 326 закреплено создание Единого реестра специальных разрешений (лицензий). Тем самым реализуется задекларированный принцип лицензирования — максимальное использование информационных технологий. При этом предусмотрен свободный круглосуточный доступ к нему посредством сети Интернет. Реализованное таким образом электронное лицензирование позволит гражданам и субъектам хозяйствования получить полную и актуальную информацию о действующих лицензиях.

Создание такого реестра планируется завершить до 1 июля 2020 г. До этой даты Правительство должно определить порядок формирования и функционирования реестра.

Для лицензий, выдаваемых с 1 июля 2020 г., днем получения лицензии будет считаться день внесения соответствующих сведений в этот реестр .

Контроль в сфере лицензирования

Контроль в сфере лицензирования смещен от наказания к профилактике правонарушений. Определены основания для приостановления и для прекращения действия лицензии .

Основаниями для приостановления действия лицензии являются:

— наличие неустраненного (на момент выявления или в ходе проведения проверки) грубого нарушения законодательства о лицензировании либо повторного нарушения законодательства о лицензировании;

— неустранение нарушения в установленные в требовании (предписании) сроки либо письменное неуведомление о его устранении.

Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в решении лицензирующего органа, до дня принятия решения о возобновлении ее действия или до дня, указанного в решении о прекращении действия лицензии. При этом лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на срок не более чем на шесть месяцев.

Основаниями для прекращения действия лицензии являются:

— неустранение нарушения, повлекшего приостановление действия лицензии, в установленные в требовании (предписании) сроки либо письменное неуведомление о его устранении;

— осуществление лицензируемого вида деятельности в период приостановления действия лицензии.

В любом случае выявление в ходе проверки неустраненного нарушения законодательства о лицензировании влечет вынесение требования (предписания) о его устранении, устанавливающего срок устранения нарушения, который не может превышать шесть месяцев.

В свою очередь лицензиат не позднее дня, установленного соответствующим требованием (предписанием) об устранении выявленных нарушений, или до истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии, обязан письменно уведомить лицензирующий орган об устранении нарушений с приложением документов, подтверждающих устранение этих нарушений.

Перспективы совершенствования законодательства о лицензировании

Исходя из поручений Указа N 326 к 1 октября 2020 г. должен быть разработан законопроект о лицензировании, в который будут включены нормы Указа N 450 с учетом реализации предусмотренных принципов лицензирования. При этом ожидается, что будет исключен ряд чрезмерных и экономически необоснованных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, будут пересмотрены грубые нарушения законодательства о лицензировании.

Таким образом, у бизнеса есть возможность подключиться к этой работе и внести свои предложения по упрощению лицензирования, в том числе, учитывая цели лицензирования, по исключению лицензионного контроля отдельных видов деятельности.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector