Рекомендации по установке пожарной техники

Приложение. Рекомендации по обозначению указателями специальных разворотных площадок и мест установки пожарной техники

Приложение
к постановлению администрации города
от 1 февраля 2016 г. N 240

Рекомендации
по обозначению указателями специальных разворотных площадок и мест установки пожарной техники

Устройство площадок для пожарной техники предназначено для обеспечения беспрепятственной установки пожарных автомобилей на водоисточники и доступа пожарных подразделений с автолестниц или автоподъемников в любое помещение или квартиру, находящиеся в нижнем пожарном отсеке.

Проезды к площадке должны соответствовать требованиям, предъявляемым к пожарному проезду в соответствии с разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров — при высоте здания или сооружения до 13 метров включительно, 4,2 метра — при высоте здания от 13 до 46 метров включительно, 6 метров — при высоте здания более 46 метров. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. Уклон специальной площадки в местах установки автолестниц и автоподъемников должен быть не более 3°. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

Полотно дорожных одежд, а также грунт в месте установки основания выдвижной опоры (в том числе с подкладкой под опору) должны выдерживать давление соответствующего типа подъемного механизма.

Площадки для установки пожарной техники должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Границы этих площадок должны быть обозначены сплошными линиями красного цвета, а сами площадки — чередующимися наклонными под углом 45 — 60 градусов полосами красного сигнального и белого контрастного цветов. Ширина линий и полос 50 — 100 мм. Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток, регулярно обновляться, а в зимний период года очищаться от снега и льда.

Площадки для установки пожарной техники запрещается загромождать личным автотранспортом, мусорными контейнерами и т.п.

Площадка для установки основной пожарной техники представляет собой заасфальтированный участок улицы или пожарного проезда с размерами 10 х 4 метра.

Рекомендуемые размеры площадок для установки автолестниц и автоподъемников — 12 х 7 метров. Данные площадки должны располагаться на расстоянии 10 — 12 метров от зданий и сооружений, обеспечивая наибольший диапазон работы подъемных механизмов.

Специальные разворотные площадки и места установки пожарной техники необходимо оборудовать информационными знаками, размерами 25 х 50 см. На данных знаках белой краской на красном фоне размещается надпись «Разворотная площадка для специальной техники» или «Специальная площадка для установки пожарно-спасательной техники».

Шрифт надписей выполняется в соответствии с приложением Н ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», где высоту шрифта Н следует принимать равной 3 см.

Схема
установки пожарно-спасательной техники

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

источник

7.5. Рекомендации по установке пожарной техники на месте пожара

При развертывании пожарные автомобили, и пожарное оборудование на месте пожара устанавливают так, чтобы оно не мешало расстановке, быстрому сосредоточению на необходимых участках работы прибывающих сил и средств.

При установке МСП на ближайшие водо­источники необходимо учитывать возможность подъез­дов к горящим объектам автолестниц, автоподъемников другой специальной пожарной техники. Расстановка МСП по возможности не должна нарушать уличного движения у места пожара. Следует избегать возможное воздействие опасных факторов пожара и их вторичных проявлений. Пожарные автоцистерны размещают, возможно, ближе к позициям работ. Резервную пожарную технику располагают таким образом, чтобы она не мешала проведению развертывания и была при необходимости быстро использована для тушения пожара.

Читайте также:  Буровые установки для бытовых скважин

Прокладки ма­гистральных рукавных линий на большое расстояние в первую очередь исполь­зуются рукава из скаток и «гармошек», а затем уже из рукавных катушек, которые легче транспортировать. Ес­ли пожарный автомобиль установлен у места пожара, с него снимают необходимое пожарное оборудование и магистральную линию до водоисточника прокладывают с использованием автомобиля. На улицах, дорогах, во дворах рукавные линии прокладывают по одной или другой сто­роне проезжей части, вблизи тротуара; при пересечении проезжей части — под прямым углом (в этом случае их защищают рукавными мостиками); при пересечении же­лезнодорожных путей — под рельсами между шпал.

Необходимо избегать прокладки рукавных линий по ост­рым или горящим предметам, в местах разлива кислот, щелочей и других едких веществ. Если это невозможно, то для прокладки рукавных линий устраивают настил из различных подручных материалов. Не допускаются перекручивания и заломы напорных рукавов, перегибы их при про­кладке через заборы, окна и другие препятствия, а так­же удары соединительных головок о твердые покрытия дорог.

Магистральные рукавные линии к горящему зданию прокладывают под прямым углом. Разветвления уста­навливают примерно на расстоянии 10 м от горящего объекта. Место установки выбирают так, чтобы рабочие линии были наикратчайшими и можно было наладить связь между ствольщиками и лицом, работающим у разветвления.

В зданиях, имеющих значительные площади, и при удаленности очагов горения от входов более чем на 100 м целесообразно устанавливать разветвления внутри зда­ния — на площадках лестничных клеток, расположенных близко от места работ стволов. Прокладку рукавных линий на высоту осуществляют по внутренним лест­ничным клеткам и снаружи зданий. Внутри лестничных клеток рукавные линии прокладывают по маршам (пол­зучие линии) и между маршами (вертикальные линии), снаружи зданий — по пожарным лестницам и с помо­щью веревок. При прокладке рукавных линий снаружи здания их располагают против простенков.

Внутри зданий целесообразно применять прорезинен­ные рукава, а рукавные линии располагать так, чтобы они не загромождали проходы и лестничные клетки.

Прокладка рукавных линий заканчивается выводом стволов на позиции. При этом предусматривают запас длины рукавной линии для продвижения ствольщи­ка и обеспечения маневрирования струей. Рукавную ли­нию наращивают у ствола.

Число рукавов, необходимое для прокладки рукавных линий, определяют расчетом: для горизонтальных ли­ний — на 1 м местности 1,2 м рукава (с учетом неровного рельефа); для вертикальных линий — на один этаж жи­лого дома 4 м рукава, на один этаж производственного здания 6 м; для ползучих линий длину рукава принимают в 2 раза больше, чем для вертикальных линий.

Пожарные лестницы используются для спасания лю­дей с этажей зданий, подачи стволов и подъема личного состава на высоту для проведения работ по ликвидации горения. Лестницу-палку применяют при тушении пожаров внутри помещений. Выдвижная лестница используется для работы снаружи здания при подъеме на высоту до 10 м (в окно третьего этажа или на покрытие двухэтаж­ного жилого здания), а также внутри производственных и других зданий. Штурмовая лестница служит для подъ­ема на этажи зданий. Автолестницы и коленчатые авто­подъемники применяют при тушении пожаров в много­этажных зданиях.

Места установки лестниц определяют так, чтобы они не оказывались в зоне огня и не мешали проведению дру­гих работ по тушению пожара. Нельзя устанавливать лестницы против арок и входов в здание. Ручные пожар­ные лестницы устанавливают на твердые и ровные пло­щадки, исключающие их сползание. Если лестницу необ­ходимо установить против окон, из которых выбивает пламя, ее, защищают водяными струями.

При работе с лестницы со стволом или инструментом пожарный должен закрепиться за ступеньку лестницы карабином. Лестницы переставляют с одной позиции на другую после того, как личному составу, поднявшемуся» по ней, указаны пути возвращения или перехода на дру­гую позицию. Не допускается переставлять лестницы в выдвинутом положении.

Учитывая, что в настоящее время в подразделениях пожарной охраны эксплуатируется большое количество различных по расходу ручных пожарных стволов, назрела необходимость к ручным пожарным стволам РС-50 отнести стволы с расходом до 5 л/с, а к ручным стволам РС-70 – стволы с расходом от 5 до 15 л/с.

Пожарные стволы с расходом более 15 л/с отнести к лафетным стволам.

источник

Подключение пожарной техники к насосной АПТ

Здравствуйте, уважаемые читатели.

В этой статье мы с вами рассмотрим вопрос, как правильно должно выполняться подключение пожарной техники к насосной АПТ.

Читайте также:  Нормы установка техники рабочее место

Покажем, с помощью чего пожарный автотранспорт подключается к насосной,

на какой высоте располагаются патрубки,

каков расход огнетушащего вещества,

как подключать машину к насосной станции АПТ на нестандартных объектах.

Приведем нормативную часть.

Подключение пожарной техники к насосной АПТ

Насосная установка автоматического ПТ с одной стороны и пожарная автомашина – с другой.

Казалось бы, все просто. Соединили рукавом патрубок с автомобилем и можно тушить пожар.

Но, если посмотреть на это с точки зрения норм и правил, то не все так однозначно.

Неправильное подключение может привести к необратимым последствиям и усугублению ситуации.

Поэтому нам надо твердо знать правила и порядок подключения насосной АПТ и служебной машины.

Кратко о насосной станции

Насосная станция пожаротушения – это система коммуникационных линий и оборудования, которые предназначены для перекачки огнетушащего состава из одного места в другое.

Вода или пена в таких установках перекачивается под давлением.

Различают стационарные и мобильные насосные станции.

По размещению – подземные и наружные.

Помещение насосной относят к I категории по обеспеченности подачи воды и к I категории по ПУЭ.

Перед входом в насосную расположено световое табло «Насосная станция», подключенное к основному аварийному освещению.

Комплекс размещается на подземном, цокольном или первом этаже здания.

Насосные с машинным залом площадью 9*6 м 2 оборудуются ВПВ.

Расход воды водопровода должен быть не менее 2,5 л/с.

Для наглядности, дорогой читатель, приводим здесь примерную схему насосной станции АПТ.

Требования к насосной станции

Для этого помещения нормативной документацией устанавливаются отдельные требования.

Эти правила помогут Вам в целях правильного подключения к насосной пожарного автомобиля.

  • Здание насосной станции ПТ отделяют от других помещений противопожарные перекрытия и перегородки. Предел огнестойкости таких конструкций REI 45.
  • Температура воздушной среды в насосной АПТ должна находиться на отметке от +5 °С до +35 °С.
  • Влажность воздуха в помещении – не выше 80 % при +25 °С.
  • Аварийное и рабочее освещение строения 10 лк и 75 лк, соответственно, согласно СНиП 23-05-95.

  • В насосной АПТ предусматривается телефонная связь с помещением диспетчерской или пожарного поста.
  • п. 5.10.37 СП 5.13130.2009: предусматривается измерение температуры подшипников, уровня аварийной затопляемости, давления в каждом насосе.
  • п. 5.9.6 СП 5.13130.2009: резервный и жокей-насос выключаются при задействовании главного насоса.
  • п. 5.9.8 СП 5.13130.2009: жокей снабжается измерителем и датчиком давления. Либо вместо них ставят электроконтактное устройство.
  • п. 4.1.18 СП 10.13130.2009: в строениях без отопления вне насосной АПТ внутренние водопроводы могут быть сухотрубными.

  • п. 4.1.11 СП 10.13130.2009: для сухотрубных комплексов, располагающихся в неотапливаемых строениях, ЗРА размещают в помещении с отоплением. Во избежание замерзания воды, после огнетушения, обязательно опорожняйте водопровод.
  • п. 5.10.32 СП 10.13130.2009: каждый насос на напорном участке комплектуется задвижкой, обратным клапаном и прибором измерения давления, на участке всасывания – измерителем давления и задвижкой. Если насос работает на всасывание без подпора, то в этом месте задвижка не нужна.

Общие нормы и требования

Выберем главные нормативные документы, касающиеся насосных агрегатов и передвижной техники ПТ.

Пройдемся по пунктам эти документов.

  • п. 5.10.19 СП 5.13130.2009: для подсоединения автоматического средства огнетушения к служебной технике необходимо предусмотреть номинальный диаметр водопровода не меньше DN 80. Патрубки выводятся наружу по высоте 1,35±0,15 м и оборудуются соединительными головками ГМ 80. Самый большой показатель расхода ОТВ должен быть у диктующей секции АУПТ.
  • п. 5.2.23 СП 5.13130.2009: для АУПТ спринклерного типа на распределительном и питающем трубопроводе с DN 65 или большим диаметром возможен монтаж ПК, в соответствии с ГОСТ Р 51844, ГОСТ Р 53331, ГОСТ Р 51115, ГОСТ Р 53279, ГОСТ Р 51049, ГОСТ Р 53278, а также первичных устройств пожаротушения, в соответствии с СТУ.

  • п. 5.10.20 СП 10.13130.2009: Вне сооружения насосной АПТ должно находиться минимум два ввода с соединительными головками, для подсоединения не меньше двух машин.
  • п. 4.1.15 СП 10.13130.2009: При подсоединении насосной АПТ к пожарной технике ВПВ у каждой зоны сооружения высотностью от 17-ти этажей предусматривают два выводимых наружу патрубка с ГМ-80. Также необходимо устанавливать в насосной задвижку для наполнения емкости огнетушащим составом и обратный клапан.
  • ГОСТ Р 12.4.026-2001: в зоне расположения сухотрубного стояка размещается знак пожарной безопасности с пояснительной подписью, согласно требованиям п. 6.3.3.4 ГОСТа.
  • п. 5.1.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001: средства противопожарной защиты, т.е. участки патрубков с головками ГМ 80, окрашиваем в красный цвет.

  • п. 6.1.3 ГОСТ Р 12.4.026-2001: плоский знак пожарной безопасности с наружным расположением, т.е. место подключения пожарного техники, должен быть световым и питаться от сети наружного электроснабжения.
  • Письмо ВНИИПО № 1987эп-12-1-4 от 12 апреля 2017 г.: подача огнетушащего вещества через патрубки с головками 80 мм снаружи насосной АПТ должна производиться от пожарной машины в напорные водопроводы насосного оборудования АУПТ.

Требованиями регламентируется монтаж в сооружении насосной АПТ дозирующих и пожарных насосов в количестве не меньше двух. Обязательно должен быть один резервный насос.

Проектирование допускает использование готовых насосных конструкций или отдельных насосов.

Читайте также:  Установка газа из бытовых отходов

Вместе с АУПТ обычно применяется центробежное насосное оборудование.

Узел подключения пожарной техники к насосной станции может располагаться у стены, либо в нише стены.

А если у нас в здании имеется наружная декоративная или стеклянная стена?

В этом случае патрубки из насосной также необходимо выводить на улицу.

Предусматривается ниша с пожарным шкафом, который опирается на пол.

Рукава к УПТ присоединяем точно так же, с помощью соединительных головок.

Как подключить машину к насосной АПТ

Исходя из вышеназванных требований к насосной станции и подключению к ней пожарных машин,

можно коротко описать общий порядок подключения.

  1. Из насосной станции тушения пожара наружу выводится УПТ с патрубками 80 мм, на высоту 1,35±0,15 м. (Предусматривается пожарный кран).
  2. К этим двум или более патрубкам с головкамиГМ 80 присоединяем пожарные рукава.
  3. Рукавные линии подсоединяем к пожарному автомобилю для подачи огнетушащего вещества от автомобиля в установку пожаротушения.
  4. Насосная станция начинает работу.

Во-первых, расчетная пропускная способность у соединительного узла для ГМ-80 на один патрубок – 10 л/с.

Но лучше использовать УПТ на большее количество головок – 4, 6, или даже 8.

Да, один патрубок пропустит 10 литров, но всегда лучше иметь запас этого расчетного показателя.

Другой момент связан с возможным разрывом пожарного рукава, как правило, в нижней части.

Конечно, рукав может порваться и от износа.

Но в основном это случается из-за избыточного нагнетания давления,

когда, например, решают задействовать последовательно два пожарных насоса.

Кроме этого, если ПК монтируются на распределительных и питающих водопроводах водяной АУПТ,

то для соединения пожарной машины с насосной АПТ используются общие водопроводы

с минимальным диаметром DN 80, патрубками, с высотой установки 1,35±0,15 м с головками ГМ 80.

Но если у нас ВПВ, то каждый участок внутренней сети в сооружении высотой от 17-ти этажей

предполагает 2 выводимых наружу патрубка ГМ 80 с монтажом в помещении задвижки и клапана обратного.

Тушение товарного парка

Потушить такой объект – задача непростая.

Все нефтехранилища в обязательном порядке оборудуются установками пожаротушения,

как объекты повышенной пожароопасности.

Сам парк всегда ограничивается по периметру ограждающей стеной или обвалованием,

если емкости с нефтепродуктом располагаются на земле.

При подземных, углубленных в грунт резервуарах периметр парка ограждается противопожарными проездами или дорогами.

Здесь в качестве ОТВ применяют пену низкой или средней кратности, согласно СП 155.13130.2014.

Подают состав на поверхность горящего продукта или к основанию самого резервуара, в слой нефтепродукта (подслойное тушение).

В товарном парке используется оборудование водяного охлаждения, необходимое в процессе огнетушения.

Для этой цели применяется кольцевой подземный водопровод с установленными на нем пожарными гидрантами.

Насосная установка АПТ в этом случае также располагается под землей.

От растворопровода вовне выводятся патрубки для подсоединения мобильной пожарной техники.

И здесь тоже допустимо использование труб с диаметром DN 80 для соединения их с пожарными рукавами ГМ-80.

УПТ может иметь до 8-ми стыковых соединений.

Для тушения резервуарных парков применяются пожарные вышки.

Резервуары располагаются в два или более рядов по группам.

Но к ним должен быть доступ для проезда пожарной техники?

Конечно, такой доступ предусматривается.

При наземном расположении хранилищ к каждой группе резервуаров

оборудуются пожарные проезды внутрь обвалования для доступа пожарных автомобилей.

Что запомнить

Подведем итоги, дорогие читатели, и по традиции выделим основные моменты нашего обзора.

  • При подсоединении пожарной автомашины к насосной АПТ придерживайтесь указаний СП 5.13130.2009, СП 10.13130.2009, ГОСТ Р 12.4.026-2001.
  • Показатели соединения: DN трубопровода от 80 мм, высота выводимых из насосной участков труб 1,35±0,15 м, соединительные головки ГМ-80.
  • Пропускная мощность УПТ для ГМ 80 на один патрубок – 10 л/с.
  • Если высота здания больше 17-ти этажей, то на ВПВ надо устанавливать задвижку и обратный клапан, а каждый участок водопровода должен иметь два патрубка ГМ-80 для подсоединения передвижной пожарной техники.
  • Для огнетушения резервуарных парков используются пожарные вышки с лафетными стволами.

Подключайте пожарную технику к насосным станциям АПТ правильно,

и проблем с расходом ОТВ или других затруднений у Вас никогда не возникнет.

источник

Оцените статью
Авторевью
Добавить комментарий

Adblock
detector