Социальная и бытовая адаптация и установки

Социально-бытовая адаптация ребенка

Социально-бытовая адаптация как основное направление социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями

Социальная адаптация — показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определённые биосоциальные функции (восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватная система отношений и общения с окружающими; адаптивность поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других). Социальная адаптация — постоянный процесс и результат активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды.

Сегодня хотелось бы поговорить об одной из важнейших составляющих социализации больных детей — социально-бытовой адаптации, т.е. о формировании у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача является общей в воспитании любого ребёнка, но в отношении больных детей приобретает особый смысл. Т.к. овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребёнком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии.

Очень важно использовать все способности, возможности ребёнка и развить у него жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, по возможности, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить в нормальных средовых условиях.

Социально-бытовая адаптация — процесс, не лишённый противоречий и проблем. Одной из особенностей при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей ребёнка, его возможностей, степени утраты здоровья. Ведь если какой-либо вид деятельности будет доступен для одного ребёнка, у другого он вызовет определённые трудности, которые можно решить в процессе регулярных упражнений, то для третьего — выполнение будет невозможно. При организации работы с ребёнком по социально-бытовой адаптации следует помнить, что «каждый восходит на свою вершину, своими темпами, опираясь на свои возможности». При этом следует помнить, что дети с особенностями в развитии гораздо больше нуждаются в поддержке и помощи. Воспитание и обучение такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и даже часто педагогической изобретательности, потому что в работе приходится опираться только на те функции, которые у ребёнка сохранены. Роль родителей в данном процессе трудно переоценить. Многие из вас прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Это очень важно, потому что с одной стороны вы являетесь окружающей средой, в которой ребёнок живёт и растёт, а с другой оказываетесь непосредственными участниками становления ребёнка, его развития, помощниками в борьбе с болезнью. Однако нам всем, родителям, зачастую не хватает знаний и умений для правильного воспитания своих детей, отсутствует целенаправленная систематическая тактика воспитания. Причём, это относится к процессу воспитания всех детей, как больных, так и здоровых. В воспитании же больных детей очень часто наблюдается ситуация чрезмерной опеки. Можно понять любящую маму, которая стараясь облегчить жизнь ребёнка с нарушениями, ограждает его от любых трудностей, сразу бросается во всём ему помогать, делает за ребёнка многое из того, что он может сделать самостоятельно или с небольшой помощью. И часто не задумывается, что помочь ребёнку — не значит сделать что-то за него, а значит научить это делать. Правильный подход родителей к своему , ребёнку — не безграничная опека, а спокойная доброжелательность, понимание целей и перспектив его развития и воспитания. Опыт работы показывает, что у детей даже с ТМН возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков.

Существуют различные методики работы с детьми по выработке, формированию таких жизненно необходимых навыков как: (от самых элементарных до сложных) — гигиена тела; — пользование туалетом; — приёма пищи; — правильного обращения с продуктами питания; — приготовления простейших блюд; — одевания и раздевания; — обувания и снятия обуви; — ухода за одеждой и обувью; — поддержания порядка в помещении и его уборки; — ухода за комнатными растениями, домашними животными; — уборки территории; — выполнения мелких покупок; — некоторых др.навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда. Практические советы по обучению детей новым видам деятельности.

1. Существует множество способов, с помощью которых вы можете помогать ребёнку учиться новым видам деятельности. Вы можете использовать следующие: выбирать для обучения те виды деятельности. Которые ребёнок может видеть или слышать в практической жизни, в реальности; всегда объяснять ребёнку и разговаривать с ним о том, что вы делаете; выполнять все малознакомые действия вместе с ребёнком и разговаривать с ребёнком о тех действиях. Которые в вашем присутствии выполняют другие дети;

2. Сначала выясните, как ребёнок вас понимает. Он может понимать вас, слушая вашу речь, наблюдая за выражением лица, движениями рук, тела. Или же ребёнок может понять вас, если он прикасается к вам тогда, когда вы что-то делаете. Малыш может понять вас, делая что-то вместе с вами. Вывод: Когда вы учите ребёнка, разговаривайте и объясняйте ему свои действия тем способом, который он понимает лучше всего.

Читайте также:  Установка бытовок на участок

3. Учите ребёнка выполнять различные виды деятельности в то время, когда это обычно делают другие люди. Например, помогайте ребёнку учиться раздеваться, когда пришло время сменить одежду или ложиться спать. Начинайте обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего. Начните обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего. Учите ребёнка одновременно только одному виду деятельности. Начинайте обучать его новому только тогда, когда он научится хорошо выполнять предыдущее.

4. Каждый день выделяйте некоторое время обучению ребёнка. Ребёнок сможет быстрее научиться чему-то, если видит, что другие тоже делают это (например, вся семья обедает вместе).

5. Может случиться так, что ребёнок не может научиться какому-то новому виду деятельности, как бы вы ни старались обучать его. В этом случае разрешите ребёнку заниматься тем, что он уже может делать. Это поможет совершенствовать ему своё умение. Внимательно наблюдайте, чтобыопределить, когда он будет готов учиться снова.

6. Когда вы обучаете ребёнка, вы должны привлечь всё его внимание. Ребёнок не сможет хорошо сконцентрировать внимание, если он голоден или мокрый. Убедитесь, что у него всё в порядке и ему удобно. Для занятий выбирайте тихое и спокойное место, где ребёнок может сосредоточиться. Если вокруг будет шумно, много людей, он захочет посмотреть, что происходит вокруг.

7. Некоторые дети могут удерживать внимание на очень короткое время. Если ребёнок такой, то сначала учите его тем видам деятельности или играм, которые ему нравятся больше всего. (Например, игра в мяч: подкатывание мяча к ребёнку и отталкивание обратно). Каждый день подолгу занимайтесь теми видами деятельности, которые нравятся ребёнку. Таким способом вы научите ребёнка удерживать внимание на одном занятии в течении длительного времени. Когда он сможет это делать, начинайте учить его другим видам деятельности. Однако следует помнить, что если ребёнок подолгу занимается одним и тем же, он может устать. Тогда он может захотеть вообще заниматься этим. Не заставляйте ребёнка делать что-либо очень долго. Наблюдайте за ним, чтобы заметить, когда он начнёт уставать. Прекратите заниматься этим видом деятельности, до того, как малыш устанет.

8. Будьте терпеливы, когда обучаете ребёнка. Говорите с ним медленно, тихо. Ребёнок ничему не научится, если вы кричите на него или пугаете.

9. Ребёнку необходимо продолжить выполнять какой-то вид деятельности после того, как он научится делать это. Чем больше раз ребёнок сделает что-то, тем лучше он сможет это делать.

10.Чтобы помочь ребёнку быстрее учиться, необходимо использовать поощрение. Когда ребёнок получает какое-то поощрение за то, что он правильно что-то сделал, он захочет сделать это опять. Поэтому делайте так, чтобы ребёнок, которого вы обучаете, зная, что вы поощрите его за то, чтобы он сделал что-то хорошо. — Поощряете ребёнка сразу, как только он сделал что-то правильно. — Поощряйте его всякий раз, когда он делает что-то правильно. — Поощрением может быть: улыбка, объятие, похвала, что-нибудь особенное (фрукт, игрушка), разрешение делать то, что ему нравится (например, слушать музыку). — Наблюдайте за ребёнком, чтобы узнать, что ему нравится.

Тогда вы можете использовать это в качестве поощрения.

— Поощрять нужно только за то, что сделано хорошо. Если ребёнок вознаграждён за что-то, что он сделал не так, как нужно, то он повторит это опять.

— Поощряйте ребёнка, если то, что он сделал, сделано в нужное время и в правильном месте. Например, ест вместе со всеми в отведённое для этого время.

— Продолжайте поощрять до тех пор. пока он не научится выполнять то, чему вы его учите. Когда ребёнок научится новому виду деятельности, постепенно прекращайте его поощрять.

11.Когда вы чему-то учите ребёнка, постоянно наблюдайте за ним во время занятий. Всегда старайтесь выяснить, какую часть данного вида деятельности ребёнок может сделать самостоятельно, каковы его максимальные возможности. Затем помогите ребёнку сделать то, что он не может выполнить без посторонней помощи (например, когда ест).

12. То, что вы делаете с ребёнком, повторяйте одним и тем же образом. Важно, чтобы вы инструктировали и поощряли его тоже одинаково.

13. Помогайте и подсказывайте, кладя свои руки поверх рук ребёнка, только если он нуждается в вашей помощи, чтобы завершить что-либо.

14. Продолжайте обучение до тех пор таким образом, пока он не обучится выполнять данный вид деятельности целиком, без посторонней помощи. Это может занять несколько дней, недель или месяцев. Конечно, всё это непросто. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупят себя сторицей. И ребёнок постепенно становится самостоятельным обслуживающим себя человеком, а иногда и помощником своих родителей.

Читайте также:  Техника безопасности при установке строительных лесов

Подготовила педагог социальный Федорук Е.А.

источник

Программа «Учусь быть взрослым» по социально-бытовой адаптации воспитанников 10-13лет

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Министерство социальной политики Нижегородской области

ГКУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних

по социально-бытовой адаптации воспитанников 10-13лет

Срок реализации программы 6 месяцев

Воспитатель отделения социальной реабилитации

I квалификационной категории

Социально-политические и экономические изменения в России затронули все стороны процесса обучения, воспитания и развития личности. Современному обществу требуется человек, входящий в самостоятельную жизнь, который сможет использовать полученное образование, приобретенные умения и навыки в новых условиях, в ситуации перемен, нестабильности: он должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. Чтобы личности достичь успеха многое зависит от ее способности адаптироваться к новым условиям, требованиям общества. Известно, что в специальной педагогике долгое время работе по социальному воспитанию детей не уделялось должного внимания. В учреждениях проводилась большая работа по разностороннему воспитанию несовершеннолетних, стремились приобщить к жизни. Но социально-бытовая ориентировка рассматривалась как односторонний процесс — отдельное пассивное приобщение и адаптация индивида к социуму на основе усвоения им социальных норм и отношений. В настоящее время понимание этого процесса расширяется и усложняется, выявляется многоаспектность проблемы социализации. Все знают, что в основном усвоение житейских правил и умений, их воспроизводство происходит в семье, в повседневной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, полностью обслуживать себя, вести домашнее хозяйство, заботится о близких . В семье, где правильно поставлено воспитание , несовершеннолетние имеют определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни.

В социально-реабилитационный центр несовершеннолетние поступают из неблагополучных семей, из асоциальных семей с низким моральным и культурным уровнем жизни, где родители в основном ведут разгульный, беззаботный образ жизни. В их семьях отсутствуют чистота и порядок,несовершеннолетние постоянно находятся в антисанитарных условиях: немытые, голодные, предоставленные сами себе, нет положительного примера воспитания. У несовершеннолетнего нет перед глазами благополучного, удачного примера взрослых .У них отсутствуют элементарные культурно-гигиенические навыки, навыки по самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства. А, проживая в центре, воспитанники привыкают к тому, что эту работу за них выполняют взрослые сотрудники.

Меня, как воспитателя, родителя, волнует проблема социально-бытовой адаптации моих воспитанников, т. к. на основании собственного опыта работы поняла, что социально-бытовая сторона несколько упущена. Наблюдение показывает, несовершеннолетние далеко не всегда владеют различными видами бытового труда. Причем они затрудняются не только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически сделать ее. Для того, чтобы несовершеннолетний испытал меньше трудностей, необходимо проводить специальную работу по его социально-бытовой адаптации, его подготовке к самостоятельной, независимой жизни. В связи с этим, появилась необходимость создания программы «Учусь быть взрослым». Занятия направлены на развитие и совершенствование у воспитанников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства. Д анная программа поможет решить многие реабилитационные, воспитывающие и развивающие задачи. Отличительным признаком созданной программы является то, что для успешного закрепления приобретаемых знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях, когда несовершеннолетние вернутся из СРЦН домой. А так же воспитанники имеют возможность применить полученные знания и умения в новых условиях, если примут на себя обязанность помогать инвалиду или престарелому человеку убирать комнату.

С целью определения сформированности социально-бытовых навыков несовершеннолетних осуществляется диагностика по двум разделам:

1. Владение навыками самообслуживания.

2. Владение практическими умениями и навыками по уходу за жилищем.

Для получения более объективной картины динамики развития навыков самообслуживания и практическими умениями по уходу за жилищем была составлена карта наблюдения, составленная мною.

Критерии уровня самообслуживания воспитанников.

При исследовании воспитанников были использованы следующие методы диагностики: беседа и наблюдение.

Наблюдалась группа из десяти воспитанников с сохраненным интеллектом.

Диагностика уровня самообслуживания воспитанников.

По анализу таблицы получены следующие данные:

Уровень сформированности уровня самообслуживания воспитанников

Рис. 1 Диаграмма уровня самообслуживания воспитанников.

Формирование умений и навыков по уходу за жилищем.

источник

«Социально-бытовая адаптация особого ребенка»
статья на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 18

Красносельского района СПБ

« Путь к успешной социализации »

« Социально-бытовая адаптация особого ребенка»

Мировой экономический кризис, политические, социальные проблемы в нашей стране затронули все сферы жизни, особенно науку, культуру и образование. Целый ряд проводимых реформ во время «перестройки», привели к тому, что наша страна «разбогатела» на целых два поколения потребителей, загубленных вредными привычками. Социальное сиротство продолжает разъедать общество изнутри. Рушатся семьи, страдают дети. Возникла проблема выживаемости человечества.

Читайте также:  Техника установки сетки рабицы

В связи с отрицательными экологическими изменениям в биосфере, широким распространением наркомании, в том числе алкоголизма и курения (это тоже виды наркомании), особенно среди молодежи, наблюдается увеличение количества детей с дифференциальными формами умственной отсталости.

Введение в систему образования России ФГОС, предусматривает интеграцию детей с отклонениями в развитии в массовые детские сады, с целью оказания своевременной помощи ребенку, а также и семье, в преодолении трудностей в воспитании и реабилитации «особого ребенка». Нельзя рассматривать умственную отсталость как безнадежное состояние и предлагать родителям прекратить борьбу за улучшение развития ребенка, воспитание его личностных качеств.

Снижение интеллекта человека не означает ущербности личности и изъятия из общества, это лишь ограничение тех средств, с помощью которых личность может общаться с миром и тем самым определенным образом проявляться.

В процессе обучения и реабилитации этих детей большое место должна занимать семья, воспитатели, дефектологи и психологи дошкольных учреждений. Главная цель – сделать родителей союзниками в воспитательном и образовательном процессе. Привлечение родителей к сотрудничеству с педагогами в творческой, познавательной и оздоровительной деятельности и создает « Общую семью», которая называется детским коллективом.

Общими усилиями, через уклад семьи, традиции, создается ненасильственное пространство воспитания, где ребенок природосообразно

постигает жизненные ценности, иерархию отношений, послушания и подчинения. И тогда вернется добрая традиция взращивания духовно и нравственно ориентированных детей.

В коррекционной работе с особым ребенком выделяются первоочередные задачи, в зависимости от уровня его социальной адаптации.

Для одного ребенка будет формирование навыков самообслуживания; для другого — отказ от вредных привычек (грызть ногти; покачиваясь сосать палец; ковыряться в носу); для третьих – формирование трудовых навыков и посильное включение в трудовую деятельность. Предметом обучения должны быть именно те вещи, ситуации и отношения, которые для конкретного человека актуальны в данной жизненной ситуации. Развитие умения вести себя в обществе способствует интеграции молодых людей в это общество.

Важное значение для реабилитации имеет трудотерапия ( ферма, огород, мастерские). В семье, как правило, недостаточно внимания уделяется самостоятельному труду ребенка. Повседневная занятость, нехватка времени, заставляет родителей самим выполнять то, что можно доверить ребенку. Гиперопека со стороны семьи замедляет, мешает развитию, вызывает кризисы в состоянии особого ребенка. Со временем, предоставляя ребенку возможность самостоятельно трудиться, глядя на взрослых, на даче, в деревне, формируются защитные механизмы и самостоятельное умение ими пользоваться.

Многолетняя практика работы с детьми в коррекционном детском доме, свидетельствует о важности пребывания ребенка на природе, на ферме, в оздоровительном летнем лагере, где ребенку приходится адаптироваться к незнакомым для них условиям. Вместо родных воспитателей, опекают ребят другие педагоги и старшие воспитанники. Распределяются обязанности по ведению хозяйства, организуется дежурство по столовой, уход за растениями и животными – всюду предоставляется свобода творчества.

Развиваются творческие способности ребят в приобщении к искусству, пению, театральным постановкам, рисованию, музыкальным концертам, чему на досуге большое внимание уделяется в оздоровительном лагере «СМЕНА» Детского дома №11 СПБ.

В детдомовское братство часто вливаются домашние дети, родители которых определяют своего особого ребенка в летний оздоровительный лагерь. Совместное проживание домашних детей и воспитанников Детского дома, в атмосфере взаимоуважения, понимания, любви и братства создает положительный эмоциональный фон для особых ребят. Воспитанники детского дома неожиданно для себя делают открытие, с восторгом рассказывая воспитателю: « представляете, домашние такие же, как и мы. Они хорошие, умеют дружить».

Пребывание детей в разновозрастном коллективе показывает позитивную динамику в их социально-психологическом реабилитационном процессе. Особенно это касается межличностных отношений, которые улучшались со сверстниками и с незнакомыми людьми.

Трудовая деятельность, самообслуживание, улучшается у всех детей, что демонстрирует их резервные возможности в плане социально-культурной реабилитации. Формируются навыки, умения и знания в непринужденной обстановке.

Подавляющее число детей с отклонениями в развитии, при правильном воспитании, обучении и трудоустройстве, к 25-20 годам способны настолько социально адаптироваться, что становятся в быту почти неотличимы от нормально развивающихся детей.

Это бывает в тех случаях, когда ребенок живет в психологически и социально защищенных условиях. Если жизненная ситуация меняется и к ребенку или молодому человеку начинают предъявлять требования, не соответствующие его психическим возможностям, наступает дезадаптация.

Таких детей и подростков из общего числа детей с умственной отсталостью, примерно 70-75 % и дорога жизни у них складывается по-разному.

Повседневный опыт работы и современное состояние учения о проблемах в развитии, в том числе с нарушениями интеллекта, являются основанием утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности у них разные. И это обстоятельство все больше принимается во внимание. Воспитателям и педагогам детских садов и школ необходимо иметь знания о клинико-психопатологических и психолого–педагогических особенностях детей с отклонениями в развитии.

источник

Оцените статью
Авторевью
Добавить комментарий

Adblock
detector