Меню

Техника безопасности при обслуживании дизельных установок

Основные положения по технике безопасности

При рассмотрении конструкции отдельных узлов и систем судовых дизелей приводились основные положения по безопасным методам их эксплуатации и ремонта.

Соблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил обеспечивает капитан. Обеспечение безопасных приемов и методов эксплуатации и ремонта механизмов машинного отделения и палубных механизмов осуществляет старший механик.

Несмотря на то что мотористов обучают технике безопасности в учебных заведениях, они при направлении на работу проходят вводный инструктаж по технике безопасности, а после прихода на судно проходят инструктаж непосредственно на рабочем месте.

Периодические инструктажи проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. Внеочередной инструктаж проводится при выполнении особо опасных работ, а также с членами машинной команды, нарушившими правила техники безопасности.

Техника безопасности при обслуживании судовых дизелей (главных и вспомогательных).

  1. При подготовке дизеля к пуску необходимо внимательно осмотреть крепления и шплинтовку деталей и состояние предохранительных устройств двигателя; об обнаруженных неисправностях — доложить вахтенному механику
  2. Далее, необходимо открыть индикаторные краны, включить валоповоротное устройство и провернуть коленчатый вал на два оборота при выключенных топливных насосах. Если в каком-нибудь цилиндре обнаружилась вода — выявить причину неисправности и устранить течь
  3. При прокачке топливных насосов не допускать попадания топлива в цилиндры двигателя; для этого необходимо открыть контрольные краны на форсунках и следить, чтобы прокачиваемое топливо выходило через эти краны
  4. Перед пуском дизеля проверить наличие на местах кожухов, огра¬ждений, решеток, открыть все краны и вентили на всех трубопроводах, обеспечивающих подачу и отвод охлаждающей воды и смазочного масла
  5. Особенно внимательно необходимо осмотреть краны и вентили нагнетательных трубопроводов, а также трубопроводов подвода и отвода воды (масла), охлаждающей поршни.
  6. Непосредственно перед пуском включить компрессор для подачи воздуха в воздушные колпаки системы охлаждения поршней; невыполнение этих требований может привести к разрушению системы охлаждения поршней и к травмам обслуживающего персонала.
  7. Во время пуска дизеля присутствие посторонних лиц в машинном отделении, а также членов машинной команды, не связанных с несением вахты, запрещается.
  8. Запрещается во время пуска нахождение обслуживающего персонала в районе цилиндровых крышек.
  9. Любые неисправности, возникшие во время пуска дизеля, разрешается устранять только после его остановки.
  10. Во время работы дизеля все операции по его обслуживанию необходимо выполнять осторожно, не касаясь подвижных и вращающихся частей.
  11. Запрещается производить ремонт трубопроводов, находящихся под давлением, закрывать рукой поврежденные форсуночные трубки.
  12. Для предотвращения взрывов в картерах и продувочных ресиверах необходимо следить за исправным состоянием предохранительных клапанов.
  13. Категорически запрещается открывать картерные люки сразу после остановки двигателя, так как воздух, попадающий в картер, образует вместе с масляными парами взрывоопасную смесь. Открытие картерных люков допускается через 20—30 мин после остановки дизеля.
  14. Если ремонтные работы производятся в море, когда поток воды может провернуть гребной вал, необходимо зажать тормоз валопровода, а при его отсутствии — включить валоповоротное устройство.

Техника безопасности при обслуживании вспомогательных механизмов машинного отделения.

  • Необходимо следить за исправным техническим состоянием быстрозапорных клапанов с дистанционным управлением (с палубы), с помощью которых прикрывают поступление топлива к форсункам, при возникновении аварийной ситуации и когда нахождение обслуживающего персонала у котла опасно для жизни.
  • Перед зажиганием форсунки необходимо осмотреть топку и проверить, нет ли в ней остатков топлива, затем хорошо ее провентилировать, проверить состояние предохранительных клапанов и действие привода для ручного подрыва предохранительных клапанов.
  • Проверить уровень воды в котле

При отсутствии автоматических устройств зажигание форсунок осуществляют при помощи факела; при этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • длина прутка с факелом должна быть не менее 1 м;
  • зажигать форсунку надо через специальное отверстие;
  • моторист при этом должен находиться в стороне и следить за зажиганием через специальное окошко, закрытое предохранительным стеклом;
  • гасить факел необходимо в специальной трубе;
  • если факел погас, а форсунка не загорелась, повторное зажигание разрешается только после вентиляции топки и удаления вылившегося топлива.

Во время эксплуатации необходимо следить за уровнем воды в котле; в случае, если вода упущена, необходимо немедленно прекратить горение в топке и питание котла, отключить его от потребителей и дать медленно остынуть.

Ремонт котла допускается только после стравливания пара, удаления воды, вентиляции топки и отключения котла от системы питания и от других котлов.

  • Пуск компрессора необходимо осуществлять при открытых продувочных кранах на сепараторах, предварительно проверив наличие масла в картере.
  • Во время работы компрессора необходимо периодически продувать сепараторы, так как попадание паров масла в систему сжатого воздуха может образовать взрывоопасную смесь.
  • После выключения компрессора необходимо продуть баллоны и удалить из них конденсат.
  • Следить за нормальным техническим состоянием предохранительных клапанов на компрессоре, воздушных баллонах, воздухохранителях, трубопроводах.
  • Запрещается производить ремонтные работы, связанные с применением огня, вблизи баллонов сжатого воздуха
  • Стучать по баллонам или производить разборку арматуры, находящейся под давлением.
  • Включение поршневых насосов необходимо осуществлять только при открытых вентилях и крышках на нагнетательном и всасывающем трубопроводах.
  • Следить за тем, чтобы в воздушных колпаках находился воздух, так как его отсутствие может вызвать гидравлический удар и разрушение насоса.
  • Запрещается на ходу подтягивать сальники поршневого насоса и на валу центробежного насоса.
  • Постоянно следить за показанием манометра на нагнетательном трубопроводе и вакуумметра — на всасывающем.
  • Не допускать работы насоса при загрязненной приемной сетке.
  • Все работы по ремон¬ту насоса необходимо осуществлять только после его остановки.
Читайте также:  Техника безопасности при обслуживании осветительных установок

Техника безопасности при производстве ремонтных работ в машинном отделении и на палубе судна (палубные вспомогательные механизмы).

  • Перед началом ремонтных работ все члены машинной команды проходят инструктаж по технике безопасности в зависимости от выполняемых работ, а также о повышенной опасности, возникающей в отдельных зонах машинного отделения и на палубе в связи с постановкой судна в ремонт.
  • Перед непосредственным производством ремонтных работ необходимо выпустить из систем сжатый воздух, топливо, воду и масло.
  • Если предполагается производство ремонтных работ в танках, где хранятся запасы топлива, то после откачки топлива в береговые емкости или на другие суда танки необходимо обработать химическими моющими средствами или пропарить;
  • Производство работ разрешается только после анализа воздуха в танках на предмет отсутствия отравляющих газов.
  • Опасные участки в машинном отделении (снятые плиты настила, решетки, разобранные конструкции) необходимо ограждать и вывешивать специальные таблички.
  • При работе на высоте инструмент необходимо держать или в специальных сумках или на подстилке.
  • Использованные обтирочные материалы необходимо складывать в специальные закрытые металлические ящики и выносить из машинного отделения в конце рабочего дня.
  • Снятые с дизеля и других механизмов детали, не подлежащие ремонту, необходимо маркировать и складывать в специально отведенные места на хранение.
  • Детали, подлежащие ремонту, необходимо маркировать и складывать или в специально отведенное место в машинном отделении (мастерские, открытые площадки) или в цехе судоремонтного завода.
  • Перед производством ремонтных работ, связанных с применением грузоподъемных средств машинного отделения, необходимо проверить их техническое состояние, смазать трущиеся узлы, проверить состояние грузового шкентеля или грузовой цепи, проверить состояние стропов, рымов, специальных подъемных приспособлений.
  • При подъеме цилиндровых втулок, цилиндровых крышек, поршней, а также других деталей дизеля запрещается находиться под поднятыми деталями; отводить их в сторону необходимо специальными оттяжками, не допуская при этом раскачивания.
  • Обувь и спецодежда мотористов при производстве ремонтных работ должны быть опрятными, ботинки зашнурованы, спецодежда застегнута; не допускается работа в машинном отделении в обуви на резиновой подошве.

Наблюдения за нормальным техническим состоянием палубных механизмов и их ремонт осуществляет машинная команда.

При производстве ремонтных работ на палубе необходимо учитывать повышенную опасность судна, находящегося на ремонте на судоремонтном заводе, особенно при постановке судна в плавучий док или другие судоподъемные средства.

О производстве ремонтных работ необходимо поставить в известность вахтенного помощника капитана, производителя работ судоремонтного завода, отвечающего за ремонт судна и состояние техники безопасности.

При разборке брашпиля, шпиля, грузовых лебедок и кранов электромеханик судна или заводские электрики должны отключить их от судовой сети.

Разборка механической части грузовых лебедок и кранов разрешается только после снятия стрел или их укладки на специальные кронштейны и после отсоединения грузовых шкентелей. Разборка брашпиля допускается только после снятия с него нагрузки: снятия якоря и цепи и их отправки на берег или закрепления специальным образом на судне.

Ежедневно после окончания работ необходимо приводить в порядок инструмент и рабочее место. Вскрытые механизмы укрывать специальными чехлами с целью предотвращения их загрязнения и коррозии.

источник

Техника безопасности при обслуживании дизельных установок

Настоящая инструкция по охране труда при обслуживании дизельных электростанций доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К обслуживанию дизельных электростанций допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, теоретическую и практическую подготовку, обучение безопасным методам работы и стажировку на рабочем месте, проверку знаний по охране труда, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже III, а также прошедшие обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей.
1.2. При обслуживании дизельных электростанций рабочий обязан:
— знать и соблюдать требования настоящей инструкции, правила и нормы охраны труда и производственной санитарии, правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать правила поведения на территории и в помещениях предприятия;
— заботиться о личной безопасности и личном здоровье;
— выполнять требования пожаро- и взрывобезопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при нем, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;
— знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
— знать порядок действий в случае возникновения чрезвычайных происшествий;
— знать устройство и работу тепломеханической части дизельной электростанции, включая и аварийную систему предотвращения перелива топлива.
1.3. При обслуживании дизельных электростанций рабочий должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца;
— периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ;
— очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год;
— очередную проверку знаний по электробезопасности и аттестацию на группу допуска не ниже III – в соответствии с действующим законодательством РФ.
1.4. Внеплановый инструктаж по охране труда проводится рабочему непосредственным руководителем:
— при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
— при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
— при нарушении работником требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
— по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
— при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями – более 30 календарных дней, а для остальных работ – не более двух месяцев);
— по решению работодателя или уполномоченного им лица.
1.5. Помещения, где расположены дизельные электростанции, по степени опасности поражения людей электрическим током относятся к особо опасным, там характерны и могут негативно воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— опасные уровни напряжения в электрических цепях, замыкание которых может произойти через тело человека;
— повышенный уровень шума на рабочем месте;
— повышенная температура воздуха на рабочем месте;
— наличие агрессивных жидкостей и легковоспламеняющихся жидкостей (электролиты, горюче-смазочные материалы);
— загазованность от выхлопа двигателя внутреннего сгорания;
— наличие вращающихся и движущихся частей механизмов и машин;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— пожароопасность.
1.6. Рабочий при обслуживании дизельных электростанций должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.7. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию.
1.8. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.9. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.10. Рабочему запрещается выполнять работы, к которым он не допущен в установленном порядке, а также пользоваться инструментом и оборудованием, с которыми он не имеет навыков безопасного обращения.
1.11. В помещении дизельной электростанции должны быть вывешены на видном месте инструкция по эксплуатации оборудования, инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.
1.12. В помещении дизельной электростанции запрещается курить. На двери должны быть вывешены запрещающие знаки «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем».
1.13. Рабочий должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.14. Запрещается употребление спиртных напитков и появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
1.15. Рабочий обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления), а также обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств.
1.16. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для рабочего. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

Читайте также:  Техника безопасности установки крана

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений, надеть исправные СИЗ, соответствующие выполняемой работе, застегнуться, не допуская свободно свисающих концов, обувь застегнуть либо зашнуровать, надеть головной убор. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.
2.2. Не закалывать спецодежду булавками, иголками, не держать в карманах острые и бьющиеся предметы.
2.3. Осмотреть и привести в порядок рабочее место, убрать посторонние предметы.
2.4. Подготовить к работе необходимый инструмент, приспособления и приборы.
2.5. Получить инструктаж у непосредственного руководителя по безопасному проведению необходимых видов работ и условиям их проведения.
2.6. Проветрить помещение дизельной электростанции.
2.7. Не допускается самовольное проведение работ, а также расширение рабочего места и объема задания.
2.8. Рабочий должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности предстоящей работы выполнены.
2.9. При обнаружении каких-либо неисправностей сообщить об этом своему непосредственному руководителю и до их устранения к работе не приступать.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда.
3.2. Во время работы следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.3. Выполнять только ту работу, которая ему была поручена, и по которой он был проинструктирован.
3.4. В течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место.
3.5. Работать только в исправной спецодежде и спецобуви и применять индивидуальные средства защиты, положенные на рабочем месте по действующим нормам.
3.6. Выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха.
3.7. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.8. Лица, не имеющие отношения к эксплуатации оборудования дизельной электростанции, не должны находиться в помещении.
3.9. При остановке дизельной электростанции для осмотра, чистки и ремонта должны быть приняты меры против ошибочного пуска их в ход или непроизвольного их движения. Генератор, соединенный с двигателем сгорания, должен быть полностью отключен от всех возможных посторонних напряжений.
3.10. При осмотре и ремонте двигателей особое внимание должно быть обращено на правильность затяжки и крепления гаек шатунных болтов и правильность закрепления коленчатого вала. Гайки шатунных болтов должны затягиваться равномерно, без перекосов. Насаживать на ключ трубы или применять кувалды для ударов по гаечному ключу запрещается. После затяжки гайки шатунных болтов должны зашплинтовываться. Состояние поршней, клапанов и сальников двигателя должно быть таким, чтобы исключалась возможность проникновения газа в помещение.
3.11. Подъем тяжеловесного оборудования должен осуществляться постоянным или временным подъемным устройством.
3.12. Расходные баки для топлива дизель-генератора наполняются из топливохранилища электрическим насосом, который включается вручную или автоматически по мере необходимости в наполнении. При ручном включении насоса расходный топливный бак должен быть оборудован прозрачной трубкой контроля уровня заполнения. При автоматическом включении насоса во избежание переполнения топливом расходного бака необходимо строго контролировать работоспособность клапана обратного перелива топлива трубопровода.
3.13. Наполнение вручную горючим расходного бака дизельной электростанции должно производиться при дневном освещении или при применении ламп безопасной конструкции перед началом работы двигателя или после его остановки и остывания. Заливка горючего в бак работающего двигателя запрещается.
3.14. Пролившиеся на пол горюче-смазочные материалы следует немедленно вытирать. Обтирочные материалы должны храниться в закрытых металлических ящиках, установленных вдали от двигателей, генераторов, щитов и отопительных приборов. Не реже двух раз в месяц производить выемку обтирочных материалов независимо от их количества в ящик сбора отходов.
3.15. Около генераторов, щитов автоматики должны быть проложены диэлектрические ковры. Площадь ковров должна быть такова, чтобы обслуживающий персонал при работе с оборудованием обязательно находился на ковре.
3.16. Все траншеи трубопроводов, люки колодцев, кабельные каналы и т.п. в помещениях ДЭС должны быть постоянно закрыты предусмотренными перекрытиями из рифленого листового железа или железобетона на уровне с полом помещения.
3.17. Все вращающиеся детали двигателей и вспомогательных механизмов должны быть закрыты предусмотренными ограждениями.
3.18. Перед пуском дизельной электростанции необходимо удостовериться в исправном ее состоянии, тщательно осмотреть двигатель, положение рукояток, переключателей, запорной арматуры и т.п., убрать все посторонние предметы, поставить на место все ограждения.
3.19. При тяжелом запуске двигателя подогревать маслопроводную и топливопроводную системы паяльными лампами, факелами и т.п. запрещается.
3.20. Соблюдать правила поведения на территории и в помещениях предприятия.
3.21. Не принимать пищу, не курить на рабочем месте.
3.22. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность своего непосредственного руководителя и обратиться к врачу.

Читайте также:  Бытовые вакуумно выпарные установки для производства сгущенки

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В процессе работы дизельных установок характерной неисправностью является заедание рейки регулятора топливного насоса высокого давления (в одноплунжерном насосе – заедание серьги регулятора). При этом с увеличением оборотов дизельного двигателя увеличивается подача топлива, обороты растут, процесс принимает лавинообразный характер (дизель идет в разнос). Для экстренной остановки двигателя необходимо перекрыть поступление воздуха в цилиндры (простое перекрытие подачи топлива не дает должного результата, т.к. подпитка продолжается из фильтров и отстойника).
4.2. Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), оборудование гудит, в случае появления вибраций или повышенного уровня шума, при резком нагревании и плавлении корпуса, искрении электрооборудования, обрыве питающего кабеля, необходимо остановить работу оборудования, доложить о случившемся непосредственному руководителю. Без указаний руководителя к работе приступать запрещено.
4.3. При обнаружении дыма и возникновении пожара немедленно объявить пожарную тревогу, принять меры к ликвидации пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения, поставить в известность своего или вышестоящего руководителя. При необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101 или 112.
4.4. Запрещается применять воду и пенные огнетушители для тушения электропроводок и оборудования под напряжением, так как пена является хорошим проводником электрического тока. Для этих целей используются углекислотные и порошковые огнетушители.
4.5. В условиях задымления и наличия огня в помещении передвигаться вдоль стен, согнувшись или ползком; для облегчения дыхания рот и нос прикрыть платком (тканью), смоченной водой; через пламя передвигаться, накрывшись с головой верхней одеждой или покрывалом, по возможности облиться водой, загоревшуюся одежду сорвать или погасить, а при охвате огнем большей части одежды плотно закатать работника в ткань (кошму), но не накрывать с головой.
4.6. При несчастном случае немедленно освободить пострадавшего от действия травмирующего фактора, соблюдая собственную безопасность, оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112. По возможности сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих, для проведения расследования причин возникновения несчастного случая, или зафиксировать на фото или видео. Сообщить своему непосредственному или вышестоящему руководителю и специалисту по охране труда.
4.7. В случае ухудшения самочувствия, появления рези в глазах, резком ухудшении видимости – невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о произошедшем своему непосредственному руководителю и обратиться в медицинское учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку.
5.2. Тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, запрещается для этих целей использовать бензин, дизельное топливо. При необходимости принять душ.
5.3. Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях применяемого инструмента, оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.
Скачать Инструкцию

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector