Меню

Техника безопасности при установке на водоисточник

Установка пожарного автомобиля на водоисточник

Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник проводятся с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.

Установка пожарной колонки. Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при боевом развертывании или по команде «Колонку ставь».

Автомобиль устанавливается в 3-3,5 м от гидранта, насосом к нему. Пожарный открывает дверцу отсека кузова автомобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колодца гидранта и переносит их к гидранту. Кладет колонку на землю, крюком подхватывает крышку гидранта и сильным рывком вправо (влево) от себя отбрасывает ее на землю, опускается на колено и снимает колпачок гидранта, берет колонку за напорные патрубки, ставит на стояк так, чтобы гнездо рукоятки попало на квадрат клапана гидранта, и вращает ее по часовой стрелке до отказа (5,5-6 полуоборотов). После этого берется обеими руками за рукоятку колонки и плавно вращает ее против часовой стрелки до отказа (18-20 полуоборотов). Вода в колонку начинает поступать после 5-6 полуоборотов рукоятки.

Подача воды от колонки в рукавную линию или в пожарный насос производится по команде «Воду дать». Пожарный берет торцовый ключ, надевает его на винт шибера и плавным вращением ключа против часовой стрелки до отказа (15-16 полуоборотов) открывает шибер колонки.

Если на напорных патрубках колонки имеются маховички, то для пуска воды их вращают против часовой стрелки до отказа 15-16 полуоборотов).

Подача воды прекращается по команде «Воду остановить». Пожарный вращает шиберный ключ или маховик напорных патрубков по часовой стрелке и тем самым закрывает шибер и напорные патрубки колонки.

По сигналу «Отбой» или по команде «Колонку убрать» пожарный поворотом рукоятки колонки по часовой стрелке закрывает клапан гидранта, берется за напорные патрубки колонки и вращением против часовой стрелки отворачивает ее. Затем снимает колонку, укладывает на землю, закрывает колпачок стояка и крышку колодца гидранта, берет колонку и крюк, подносит к автомобилю, закрепляет их и закрывает дверцу отсека кузова автомобиля.

Не допускается освещение колодцев пожарных гидрантов открытым огнем. В случае необходимости спускаться в колодец разрешается только в изолирующих (шланговых) противогазах и со страховкой спасательной веревкой.

Установка пожарного автомобиля на гидрант производится по команде «Автонасос (автоцистерну) на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения насоса с гидрантом) — ставь». При этом могут быть применены следующие способы соединения насоса с гидрантом:

На два параллельных напорных рукава. В этом случае водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку и присоединяет к нему двойник, берет в отсеке кузова автомобиля четырехметровые напорные рукава, раскатывает их в направлении гидранта и присоединяет головки рукавов к двойнику.Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, принимает вторые головки напорных рукавов, присоединяет их к патрубкам колонки и пускает воду в насос.

Применение напорных рукавов для работы насоса от гидранта допускается только в том случае, когда вода поступает из колонки под давлением не менее 2 атм.

На два параллельных всасывающих рукава. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему двойник, вынимает из пеналов два всасывающих рукава и присоединяет их к двойнику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, поочередно принимает от водителя всасывающие рукава, присоединяет их к напорным патрубкам колонки и пускает воду в насос.

Применение всасывающих рукавов для работы насоса от гидранта допускается в случае, когда вода из колонки поступает под давлением не более 2-3 атм.

Параллельно на один всасывающий и один напорный рукав. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет двойник, берет в отсеке кузова автомобиля напорный четырехметровый рукав, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к двойнику, вынимает из пенала всасывающий рукав, присоединяет ближнюю соединительную головку к двойнику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, присоединяет напорный и всасывающий рукава и пускает воду в насос.

Одновременное применение одного напорного и одного всасывающего рукавов допускается в том случае, когда водителю не известно давление воды в водопроводной сети. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.

В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомобилей на гидрант, в зависимости от давления воды в водопроводной сети, необходимо применять напорные рукава диаметром — 66 (77) мм длиной 20 метров или несколько последовательно соединенных всасывающих рукавов.

Читайте также:  Не квалифицированная установка техники

Установка пожарного автомобиля на водоем производится по команде «Автонасос (автоцистерну) на водоем (указывается номер водоема и количество всасывающих рукавов) — ставь». При этом действия боевого расчета сводятся к следующему:

При установке пожарного автомобиля на два всасывающих рукава диаметром 125 мм водитель выдвигает из левого пенала всасывающий рукав (примерно 1,5 м), отсоединяет заглушку от всасывающего патрубка насоса. Пожарный берет из отсека кузова автомобиля всасывающую сетку и присоединяет ее к выдвинутому из пенала рукаву. Затем водитель и пожарный берут всасывающий рукав правого пенала и кладут его на землю, вынимают рукав из левого пенала и тоже кладут его на землю вслед за первым рукавом. Водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса. Пожарный соединяет рукава между собой, уплотняет соединительные головки, поднимает конец рукава со всасывающей сеткой и погружает его в воду.

После этого пожарный привязывает свободный конец веревки, идущей к рычагу обратного клапана всасывающей сетки, за какой-либо предмет или рукав.

При установке на два всасывающих рукава диаметром 150 мм (автомобиля АЦ-40) расчет из двух человек открывает дверцы заднего отсека автомобиля (водитель справа, пожарный слева), поднимают стержни крепления рукавов, вынимают всасывающий рукав из правого пенала, переносят его к всасывающему патрубку и укладывают на землю около радиатора. Затем возвращаются назад, вынимают всасывающие рукав из левого пенала, пожарный берет в левую руку всасывающую сетку, а водитель — ключи, переносят их и укладывают его на землю вслед за первым всасывающим рукавом. Водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка. Пожарный навертывает всасывающую сетку и затем с водителем соединяют между собой рукава и присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем и закрепляет веревку обратного клапана за какой-либо предмет.

Установка пожарной насосной станции ПНС-110 на водоем производится расчетом из трех человек-водитель, моторист-дизелист и пожарный. По команде «Пожарную насосную станцию на водоем — ставь» моторист-дизелист включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасывающую сетку, относит ее на 8 метров от насоса в сторону водоисточника и кладет на землю. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки автомобиля.

Водитель отвертывает заглушку oт всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав. Моторист и пожарный поднимают конец рукава к патрубку насоса, присоединяют его к всасывающему патрубку и завертывают ключом накидную гайку до отказа. Потом снимается второй рукав и укладывается между всасывающей сеткой и первым рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго. Далее присоединяется к рукаву всасывающая сетка (моторист держит рукав, пожарный — сетку, водитель соединяет сетку с рукавом).

После этого пожарный присоединяет посредине второго всасывающего рукава трос лебедки. При помощи двух рукояток лебедки водитель и моторист поднимают всасывающий рукав и сетку на необходимую высоту для забрасывания в водоем. Водитель подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдают за движением автомобиля и рукавов, а затем при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее одного метра. Водитель включает насос и забирает воду.

По команде «Отбой» выполняются действия, обратные тем, которые имели место при установке насосной станции на водоем.

Переносную пожарную мотопомпу устанавливает на водоем расчет в составе двух человек: моторист (водитель) и пожарный — по команде «Мотопомпу (указывается место) — ставь». Моторист и пожарный снимают с автомобиля мотопомпу, переносят ее и устанавливают у водоема, возвращаются к автомобилю, берут всасывающий рукав и сетку, соединяют их между собой и присоединяют рукав к мотопомпе. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем. Моторист работает на мотопомпе.

Прицепную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный. Пожарный отсоединяет мотопомпу от автомобиля, присоединяет всасывающую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем. Моторист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.

По команде «Мотопомпу убрать» моторист останавливает двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его.

Читайте также:  Техника безопасности в электролизных установках

Пуск воды в рукавную линию производится по команде «Воду (указывается давление) — дать». Водитель (моторист) открывает вентиль сначала одного напорного патрубка насоса, а затем — другого и постепенно повышает давление до заданной величины.

Изменение давления в рукавной линии регулируется соответствующими командами: «Давление четыре-дать» и т. д. Водитель, регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление на насосе.

Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде «Воду-остановить». Водитель переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление двигателя с насосом (или мотопомпой) и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводится на малые обороты, а вентиль напорного патрубка насоса закрывается.

По команде «Отбой» автонасос (автоцистерна, мотопомпа) снимаются с водоисточника. При этом производятся действия, обратные тем, которые выполнялись при установке их на водоисточник.

Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлеватора (эжектора) производится по команде «Отделение, автоцистерну для забора воды из водоема № 1 гидроэлеватором — марш». Пожарный № 1 прокладывает рукав диаметром 66(77) мм от напорного патрубка к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки, опускает его в водоем и следит за гидроэлеваторной системой. Водитель прокладывает второй рукав диаметром 66(77) мм от насоса к водоему, опускает один конец рукава в горловину автоцистерны и включает насос.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Установка автоцистерны на водоем

Сегодня в нашей статье мы расскажем Вам о том, как правильно устанавливается пожарный автомобиль на водоем. Как известно установить АЦ на водоем задача не из легких и требует особой подготовки и навыков. Практически ежедневно пожарные дополнительно отрабатывают нормативы чтобы совершенствовать свои профессиональные навыки одним из выполняемых нормативов является норматив по установке пожарной автоцистерны на водоем. Данный норматив и правильность его выполнения описаны в нормативах по пожарно-строевой и тактической подготовке для личного состава ФПС от 10.09.2011 документ утверждает Плат П.В.

КОНСПЕКТ по данной теме МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ по ССЫЛКЕ

Для большей доступности мы расскажем Вам об отработке вышеназванного норматива своими словами. Итак, начало норматива пожарный и водитель стоят у задней оси автомобиля, начало упражнения поданная команда, после чего пожарный из отсека берет всасывающую сетку, водитель резким рывком достает всасывающий рукав, пожарный ловит его на выходе и устанавливает на него сетку, так как упражнение выполняется в паре действия должны быть четкие и слаженные.

Водитель совместно с пожарным относят рукав к водоему и готовятся доставать следующий всасывающий рукав, при этом необходимо учитывать, что длинна каждого рукава равна 4 метра. Достав необходимое оборудование наша команда из водителя и пожарного соединяют всасывающие рукава вручную между собой и подсоединяют линию к насосному патрубку и после дотягивают специальным ключом для фиксации полугаек.

Инвентарь готов к работе – пожарный опускает рукав в водоем и открывает сетку потянув за веревку, установленную на сетке и крепит ее за конструкцию (стоит помнить, что глубина погружения всасывающей сетки должна быть не менее 30 сантиметров), водитель запускает насос заполняет его водой.

Норматив считается выполненным, как только насос заполнен водой, нормативное время устанавливается для двух случаев:

  • насос заполнен водой;
  • насос заполнен водой, осуществлена подача воды.

Нормативное время для выполнения упражнения:

  • 47 секунд (83) – отлично;
  • 53 секунды (90) – хорошо;
  • 60 секунд (96) – удовлетворительно.

В скобках указано время отработки норматива с подачей воды.

Не стоит забывать о безопасности, при проведении развертывания сил и средств обязательно работайте в защитном обмундировании, соблюдайте требования охраны труда согласно:

Приказа №1100 н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».

Для более наглядного примера по отработке данного норматива Вашему вниманию представлено 2 видео.

Отрабатывайте свои навыки и будьте настоящим профессионалом своего дела!


источник

Правила установки АЦ (автоцистерны) на гидрант, открытый водоем, артезианскую скважину

Подавать тушащее вещество (воду) из источников на рукавные линии, доставляющие ее к месту возгорания, – основная задача пожарной техники. Правильное закрепление на точке забора является первым по важности действием.

Как установить АЦ на водоисточник

Норматив установки АЦ на гидрант

Время фиксируется по моменту окончания: КП навернута до упора, ПР всасывающего типа подключены к ПГ, в скобках – время до момента пуска забор воды из гидранта:

Читайте также:  Техника для установки бордюров

период в сек. для стандартной схемы

Указан диапазон значений при отработке нормативов, так как временные отрезки отличаются для разных пожарных машин (на шасси КамАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, иностранного производства).

Норматив установки АЦ на водоем

Время фиксируется по моменту – всасывающая линия проложена, веревка ВС закреплена:

время в сек. для схемы с 2 всасывающими рукавами по 4 м

Схема установки АЦ на водоисточник

Визуализация подключения автоцистерн есть в нормативах по ПСП и ТСП, для ФПС. Стандартные варианты такие:

Подключение к гидранту с 2 всасывающими ПР.

У водоема с линией из 2 всасывающих шлангов по 4 м или из 4 по 2 м.

На площадке (на пирсе), на 1 ств.

К водоему или ПГ, на 1 брандспойт от одной магистрали.

На 2 рабочие линии от 2 магистралей.

1 брандспойт от 1 магистрали в окно 3 эт.

Требования к подъезду пожарных машин к гидрантам и водоемам

В процессе организации заправки автомобилей водой из открытых водоемов или гидрантов надо соблюдать правила подъезда:

  1. удобное положение, чтобы не возникало препятствий для прибывающих средств, прокладки рукавных линий;
  2. расстояние от машины до водоисточника: 3 – 3,5 м;
  3. включение «ручника», а также на проезжем сегменте дороги – «аварийки»;
  4. место может освещаться габаритными фонарями.

После подъезда коробку передач ставят на «нейтралку», выставляют упоры, двигатель переключают на насосный режим.

Как пожарная машина подключается к гидранту

Есть два этапа при подсоединении автоцистерны к ПГ:

  1. Фиксация КП (колонки).
  2. Подключение ПГ к помпе АЦ через рукав.

Подключение оснащения АЦ стандартно производится шофером и одним из бойцов.

Фиксация колонки:

  1. «Колонку – ставь!»: боец открывает отсек, извлекает КП, помещает на предплечье, другой рукой берет крюк. Переносит оснащение к точке забора.
  2. Кладет КП, крюком, зацепив за ушко, отбрасывает крышку колодца.
  3. Становится на колено, освобождает колпак стояка ПГ.
  4. Держа КП за напорные патрубки, фиксирует на стояк: квадратный наконечник гидранта входит в гнездо рукояти-ключа.
  5. Вращает колонку по ч. с. до упора (5 – 6 полуоб.).
  6. Держа рукоять КП, откручивает ее против ч. с. до отказа (18 – 20 полуоб.) Вода начинает заполнять устройство на пятом или шестом полуоб.
  7. Следующий этап: «Воду – дать!» – подача от КП во всасывающую магистраль и помпу автоцистерны. Пожарный вращает вентили напорных выходов справа налево до отказа (15 – 16 полуоб.).
  8. После завершения: «Воду – остановить!» вентилями запирают напорные патрубки.
  9. «Отбой!» или «КП – убрать!» – поворот рукояти слева направо (закрытие ПГ). Пожарный отворачивает устройство, держа за патрубки, вращая справа налево.
  10. КП укладывают, затем на стояк помещают колпачок, фиксируют люк на колодце.
  11. Оборудование возвращают в отсек пожарного ТС, закрывают дверцу.

Подключение ПГ к помпе автоцистерны производится через рукав после насаживания колонки (КП). Порядок установки на гидрант (водитель – N 1, пожарный – N 2):

  1. «Автоцистерну на ПГ (командир называет способ подключения, номер точки забора) – ставь!».
  2. Первая схема : на 1 всасывающий (ВПР) и напорно-всасывающий (НВПР) шланг (комбинация разрешена, если не известно давление, но пуск сначала осуществляется через НВПР).
    1. N 1 снимает с всасывающего конца ПН заглушку, извлекает и подключает водосборник (ВС), берет 4-метровый НВПР, развертывает его к ПГ, подключает к ВС.
    2. Одновременно N 2 подготавливает ПГ и насаживает КП (пожарную колонку) на гидрант.
    3. Двое извлекают из пенала ВПР, N 1 подсоединяет его головку к ВС, N 2 подключает концы рукавов к КП.
    4. «Воду под давлением … МПа – подать!»: N 1 включает насос, плавно открывает сначала один, потом другой вентиль, постепенно повышает МПа.
    5. Завершение: «Воду – остановить!» – водитель плавно останавливает насос, выключает его, закрывает патрубок. При паузе вентиль закрывают, но двигатель не выключают – переводят на малую мощность.
    6. «Отбой!»: колонку отворачивают, разбирают линию, оснащение помещают в отсеки, техника снимается с ПГ.

  3. Вторая схема : на два НВПР. Меняются лишь виды шлангов. Этот способ применяют, когда в ПГ до 0,3 МПа (3 кгс/см²).
  4. Третий вариант : на 2 НПР: действия те же. Для ситуаций, когда давление до 0,5 МПа (5 кгс/см²).

Если точка забора удалена и невозможно к ней подъехать, создают линию не только из нескольких 4-метровых всасывающих ПР, но и из напорных шлангов Ø77 мм на 20 м.

Как производится забор воды из водоема

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector