Меню

Учитель фасилитатор личностные установки

ppd17

ppd17

50.Основные подходы к психологическому (воспитательному) воздействию

3 подхода к воспитательному психологическому воздействию:

1. Императивный (объектный) подход – в основе лежит положение о том, что человек – объект воспитания. Основные функции: контроль поведения, установок человека, направление их в нужное русло.

2. Манипулятивный (объектный, монологичный) подход – в основе лежит положение о том, что человек по своей природе зол, аморален, его необходимо обуздать.

3. Диалогический подход – через диалог, наиболее оптимален при организации взаимодействия людей. В основе лежит положение о том, что внешние условия всегда преломляются через внутренние (установки, убеждения), не игнорируя активность самого человека. Ребенок является объектом и субъектом данных отношений.

51. Принципы воспитания

Принципы – это общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

1) Включение воспитанника в значимую для него деятельность.

2) Принцип демонстрации личности последствий своего поступка для референтной группы.

3) Принцип смены социальной позиции ученика.

4) Принцип смещения мотивации потребления на мотивацию творчества (принцип духовного развития личности).

52. Психология самовоспитания

Самовоспитание – это сознательная, планомерная деятельность человека, направленная на самосовершенствование свойств своей личности, которые соответствуют требованиям общества и своей личной программы.

На всех возрастных этапах являются работающими 2 основных механизма:

Самовоспитание начинается в том случае, если в нем есть настоящая потребность. Самовоспитание возникает на основе самосознания, которое включает:

самопознания в таких формах, как самоконтроль, самоанализ, самооценка, самонаблюдение и т.п.

самоотношение: самолюбие, самоуверенность, самовосхваление, чувство достоинства и зрелости

саморегуляция: сдержанность, самообладание, самодисциплина.

Способы воздействия на самого себя:

2. Целенаправленное подражание

Ковалев считает, что основными являются самоубеждение, самоуважение, самоуправление.

53. Воспитание учащихся с девиантным поведени ем

Асоциальным называется поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, корыстной. агрессивной ориентации и социального-пассивного типа.

К отклонениям корыстной ориентации относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную денежную выгоду.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действии, направленной против личности: оскорбления, хулиганство, побои и т.д.

Отклонения социально-пассивного типа – это уклонение от своих обязанностей, долга, нежелание решать свои личные и социальный проблемы.

Девиантное поведение – противоправное поведение.

Стадии развития асоциального поведения (по Невскому):

1) Неодобряемое поведение: эпизодические шалости, озорство.

2) Порицаемое поведение, связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей.

Читайте также:  Шерхан магикар место установки датчика

3) Девиантное поведение – нравственно-отрицательные проявления и проступки

4) Делинквентное поведение – предпреступное поведение

6) Деструктивное поведение

Необходимо формировать устойчивость личности ребенка. Об устойчивости можно говорить в том случае, если ребенок в состоянии предъявлять требования к себе и выполнять их. Основной механизм формирования устойчивой личности — интериоризация, необходимо стимулировать самовоспитание.

54. Гуманистическая психология об обучении и воспитании

К.Роджерс выделил 2 типа учения: 1 – бессмысленное, 2 — осмысленное.

1 – принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое извне, направленное на усвоение значений. 2 – свободное и самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, влияющее на всю личность, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта.

В современном мире необходимо перенести акцент с преподавания на учение и организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию, т.е. фасилитацию процессов осмысленного учения.

55. Основные методические приемы учителя-фасилитатора.

Согласно гуманистич. подходу, основная задача учителя – фасилитация (стимулирование и инициирование) осмысленного учения. Приемы:

1. Максимальное использование ресурсов процессов обучения (наглядность и т.п.)

2. Организация и использование в процессе обучения обратной связи (дискуссия, диалог).

3. Использование контрактов, индивидуально-групповых договоров (програм. Обучение).

4. Организация групп свободного общения с целью повышения уровня псих. культуры межличностного общения и формирования личностных установок (открытость).

5. Организация процесса обучения в диадах (дает прогресс в усвоении знаний).

56. Личностные установки учителя-фасилитатора

Роджерс анализирует три основные установки:

1 — истинность и открытость (открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность открыто выражать и транслировать их в межличностном общении с учащимися). Эта установка альтернатива типичной для традиционной установке на сугубо ролевое поведение.

2 — принятие, доверие (внутренняя уверенность учителя в возможностях и способностях каждого учащегося). Во многом эта установка совпадает с педагогическим оптимизмом, опорой на положительные качества воспитанника.

3 — эмпатическое понимание (видение внутреннего мира и поведения учащегося с его внутренней позиции, как бы его глазами. Эта установка альтернативна типичному для традиционного учителя «оценочному пониманию», пониманию через оценку, посредством приписывания учащимся фиксированных оценочных клише или ярлыков.

На основе этих установок каждый учитель-фасилитатор вырабатывает свой собственный инструментарий обучения.

источник

Учитель-фасилитатор

Понятие фасилитации и фасилитатора

Учитель-фасилитатор – это педагог, деятельность которого проходит в рамках личностно-направленного подхода в образовании и характеризуется открытостью, акцентированием внимания на чувствах, эмоциях, переживаниях учащихся, поощрением их за успехи и заслуги, доверительным отношением к их способностям и возможностям, эмпатическим видением их деятельности и поступков.

Читайте также:  Полуавтомат для установки хольнитенов

Фасилитация – это особый управленческий стиль, предполагающий создание такой системы управления и организации педагогического процесса, при которой управление носит директивный характер, не выходящий за пределы самоорганизации самоуправляемой системы. Проще говоря, фасилитация является одновременно и процессом, и способом действия, и инструментом, посредством применения которого осуществляется качественное и продуктивное групповое взаимодействие, организуется групповое сотрудничество и совместная деятельность.

В процессе фасилитации происходит поиск пути, при котором коллектив будет работать слажено и продуктивно, создавая что-то новое или усваивая теоретическую научную информацию, чтобы затем найти ей практическое применение.

Готовые работы на аналогичную тему

Коллективная работа и коллективное взаимодействие организуется за счет специальных действий педагога. Именно эти действия и отражают процесс фасилитации. В нем приоритетную позицию занимает лидер. В образовательной сфере это место принадлежит учителю. Его задача сводится к тому, чтобы не выставлять себя авторитетом, а занять нейтральную позицию и направить учащихся на верный путь и направление развития.

Фасилитатор является особым инструментом в образовательном процессе. От его квалификации и профессионализма зависит эффективность развития отдельного образовательного учреждения и образовательной системы в целом. Его обучают навыкам психологического взаимодействия и технологиям обеспечения продуктивной коммуникации.

Фасилитаторская деятельность ставится в приоритет воспитательной. Успех профессиональной деятельности учителя зависит от построения личных контактов с воспитанниками, исключая следование нормам и общественным взглядам, а только лишь учитывая индивидуальные потребности, особенности развития, стремления и взгляды.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Деятельность педагога-фасилитатора ориентирована на создание такого образовательного климата, который благотворно сказывается на развитии инициативы и самостоятельности учащихся, формирует навыки коммуникативного взаимодействия и помогает создать комфортную среду для общения между сверстниками в образовательном заведении. Учебно-воспитательный процесс в этом случае характеризуется свободой и применением здоровьесберегающих методик и технологий.

Учитель-фасилитатор должен обладать навыками:

  1. Направления и построения обсуждения на учебном занятии в нужное русло.
  2. выбора из разнообразных решений коллектива наиболее оптимального и верного, а также продуктивного в конкретной ситуации.
  3. Уметь принимать рискованные решения и брать на себя ответственность за них.
  4. Взаимодействовать с различными коллективами учащихся, с проблемными и трудными детьми.
  5. Уметь строить беседы, диалоги, обсуждения различных форматов и с легкостью ориентироваться в них.
  6. Применять разнообразные методы и средства воспитательного воздействия, продуктивно сочетать их.
  7. Легко адаптироваться к новым социально-экономическим условиям развития общества, политическим направлениям в образовательной сфере.
  8. Преодоления трудностей, возникающих в ходе решения учебных проблем и задач.
  9. Справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать свои эмоции.
  10. Открытого взаимодействия с учащимися.
  11. Стимулирования к личностному развитию и желанию изменить свои качества, способности, развить навыки.
Читайте также:  Формирование социальных установок реферат

Деятельность учителя-фасилитатора формируется таким образом, чтобы ставить интересы и потребности учебно-воспитательной группы на приоритетное место в образовании, не допуская торможения в обсуждении и не ускоряя его темпы. Объект, процесс, проблема, стоящая в центре обсуждения должна охватывать все внимание учащихся. Этому способствует педагог.

Профессиональные навыки педагога-фасилитатора помогают создать грамотное эмоционально-психологическое взаимодействие на учебном занятии.

Овладение навыками фасилитаторской деятельности не доступно каждому педагогу. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий постановки иных приоритетов и открытия своей личности учащимся, формирование личностного характера общения.

Основные направления работы учителя-фасилитатора

В педагогической фасилитации можно выделить два ведущих направления работы:

  1. Фасилитация в процессе обучения, воспитания и развития учащихся.
  2. Формирование среды и условий для обеспечения фасилитирующего обучения, воспитания и развития.

Работа в первом направлении ведется на основе применения специальных фасилитирующих методов, средств и приемов, чтобы создать в учебном заведении фасилитирующую среду и условия для фасилитирующего обучения.

Второе направление работы педагога сводится к умению выстроить особую управленческую линию поведения, базирующуюся на основных человеческих ценностях, сохранении прав и свобод коллектива, приоритете творческого развития, поддержания креативных идей, самоактуализации и саморазвития, поддержания здорового психологического климата, благополучия личности и доверительный отношений фасилитирующей направленности.

Педагог должен обладать профессионализмом и мастерством, отражающим его готовность к процессу управления. Для этого он должен обладать такими качествами, как сопереживание, сострадание, равнозначное отношение к каждому учащемуся, уметь анализировать собственную деятельность и адекватно оценивать деятельность учащихся, быть чувствительным к факторам окружающей среды, воздействующим на учебно-воспитательный процесс и эмоциональному настрою коллектива. Кроме того, важное значение имеет толерантность педагога, его гибкость и активность, умение применять творческий подход в обучении, стремиться к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *