Меню

Установка резисторов в сигнализации

Проект РЗА

Сайт о релейной защите и цифровых технологиях в энергетике

Резисторы в цепях центральной сигнализации

На волне прошлой статьи про резисторы в цепях привода выключателей я решил написать небольшую статью про те же элементы в цепях ЦС.

Вообще цепи центральной сигнализации не такие простые, как это может показаться на первый взгляд. Групповые шинки, участки ЦС, обеспечение повторности действия, схемы проверки целостности и другие интересные наработки заставляют поломать голову многим релейщикам.

Давайте посмотрим какие задачи в этих цепях выполняют резисторы.

Если открыть вторичную схему ячейки 6(10) кВ или комплекта РЗА с шкафу, то мы увидим следующую стандартную картину (Рис.1)

Рис. 1. Схема цепей сигнализации в ячейке 6(10) кВ

Резисторы обычно устанавливаются в шинках сигнализации (EHA, EHP) и служат для ограничения токов через эти шинки. При этом их номинал зависит от напряжения оперативного тока на подстанции. Для 220 В обычно применяют резисторы 3,9 кОм. Откуда берется это значение?

Если посмотреть на общую схему центральной сигнализации на подстанции, то упрощенно можно увидеть следующую картину (Рис.2). Здесь приведена схема организации шинки аварийной сигнализации ЕНА. ЕНP выполняется аналогично.

Рис. 2. Упрощенная схема организации шинки ЕНР

Слева мы видим множество контактов аварийной сигнализации комплектов РЗА. Обычно шинки делятся на участки. Допустим у нас второй участок (ЦС), который собирает данные от присоединений ЗРУ 10 кВ на подстанции. В этом случае цепочки слева, включающие в себя контакты реле Аварийное отключение и резисторы, это цепи аварийной сигнализации присоединений 10 кВ.

Справа указано общее реле импульсной сигнализации (РИС-3Э), которое своими контактами включает сирену (ревун), сообщая дежурному об аварийном отключении выключателя одного из присоединений 2-го участка. Далее дежурный направляется в ЗРУ 10 кВ и разбирается с конкретным повреждением.

Реле РИС по-сути является токовым (с низким сопротивлением обмотки), и резисторы R ограничивают ток через это реле. Без резистора, при замыкании контакта аварийного отключения в ячейке 10 кВ, мы бы получили короткое замыкание в цепях сигнализации.

При этом реле РИС имеет определенную чувствительность, т.е. срабатывает только при превышении током определенной уставки. Чувствительность реле и определяет номинал резистора.

Для реле РИС-3ЭМ ток срабатывания составляет 0,025-0,05 А. Найдем сопротивление резистора, дающее изменение 0,05 А. R=Un/I=220/0,05=4400 Ом. Ближайший меньший номинал стандартных резисторов 3900 Ом (создает ток 0,056 А). Эти резисторы и применяют в цепях сигнализации на напряжении опер. тока 220 В.

Реле РИС-3ЭМ замыкает свои выходные контакты всякий раз когда к шинке подключается дополнительный резистор (замыкается очередной очередной контакт защиты). Таким образом, реле импульсной сигнализации обеспечивает повторное срабатывание при увеличении тока не менее, чем на ступень (0,05 А). Это свойство применяется для обеспечения повторности действия сигнализации при возникновении новой аварии в ходе устранения предыдущей. Алгоритм работы такой:

— Срабатывает защита, ток через РИС увеличивается на одну ступень, реле срабатывает и включает звуковую сигнализацию;

— Дежурный квитирует реле РИС, чтобы снять звуковую сигнализацию на подстанции. Далее он направляется к месту установки сработавшей зашиты, чтобы провести анализ аварии. Через реле РИС протекает увеличенный ток потому, что контакт реле защиты остается замкнутым (дежурный пока не успел его квитировать)

— Если до момента квитирования реле защиты срабатывает еще одна защита (ток через РИС увеличивается еще на одну ступень), то реле снова замыкает свои контакты и еще раз активирует звуковую сигнализацию. Так дежурный не пропустит новую аварию.

Повторность действия — это отличительная особенность настоящей центральной сигнализации. Вот почему сложно сделать полноценную ЦС на устройствах, имеющих в своем составе только дискретные входы. Например, модулях SACO (ABB), которые часто пытаются использовать для этих целей.

Естественно реле РИС имеет ограничение по величине тока, что ограничивает количество одновременно подключенных к нему резисторов. Такая схема возможна при большой аварии, когда отключаются несколько присоединений (например, от УРОВ). Проектировщик обязан проверить режимы работы схемы, чтобы определить максимально возможное количество одновременно замкнутых контактов, подключенных к одной шинке групповой сигнализации.

Например, у реле РИС-3ЭМ максимально допустимый ток составляет 0,5 А. Таким образом, при использовании резисторов 3,9 кОм, мы получаем максимальное количество одновременно подключенных резисторов 0,5/0,056 = 9 шт.

Читайте также:  Установка сигнализации в автомобиль люберцы

Схемы ЦС с использованием микропроцессорных устройств релейной защиты и автоматики организуются аналогичным способом. На Рис.3 показана схема с применением блока центральной сигнализации БМЦС-40 пр-ва НТЦ «Механотроника»

Рис. 3. Организация ЦС на блоках БМЦС-40

Вместо реле РИС используются специальные каналы импульсной сигнализации (КИС), повторяющие принципы работы электромеханических реле.

Среди преимуществ можно выделить возможность большего подключения аварийных цепочек (до 30), а также возможность контроля целостности шинок сигнализации.

Для этого используются дополнительные резисторы (на схеме R7, R8), которые постоянно включены в цепь и создают в ней ток контроля. Данный ток считывается терминалом и сигнализирует о нормальном режиме работы ЦС (без обрыва). Резистор нужно включать в конец шинки, чтобы охватить всю ее длину. На схеме резистор R7 установлен в типовом шкафу ЦС для того, чтобы не возникала ошибка при контроле целостности шинки, когда резистор в конце участка забыли установить. После монтажа R7 можно отключить.

Также подобный резистор устанавливается в цепь ручной (от кнопки) проверки целостности шинки. Это резисторы R1 и R2, которые подключаются ко входу БМЦС-40 нажатием кнопки, что приводит к срабатыванию ЦС.

источник

Охранная сигнализация, проводное подключение датчиков, резисторы?

Разместил bobroff , 6 декабря, 2010 в Слаботочка

Рекомендуемые сообщения

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйтесь в нашем сообществе.

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Или войти с помощью одного из этих сервисов

Наши рекомендации

    Капитальный ремонт с нуля 2

    Ревизионные люки: консультации по выбору, установке и эксплуатации

    Выравнивание пола с помощью специальных смесей

    Уникальная инженерная доска Bentline SUPERBASE

    Массивная доска — популярное напольное покрытие, которое часто выбирают, однако у этого покрытия есть свои недостатки: в условиях российского климата доска нередко начинает усыхать, что приводит к короблению, появлению щелей и трещинам. При этом, чем толще доски, тем большие усилия возникают при их усыхании.

    Но решение есть – это совершенный вариант инженерной доски с уникальной конструкцией и системой крепления SUPERBASE!

    Инженерная доска Bentline имеет 2-х слойную конструкцию, c креплением SUPERBASE, которого нет больше ни у одного производителя. Оно специально разработано для условий отечественного климата с резкими перепадами влажностно-температурного режима.

    Заделка швов между ванной и стеной силиконовым герметиком

    Первые шаги. Столешницы из слэбов

    Первые попытки что то сделать из привезенных слэбов. Хотя какие тут могут быть попытки, материал стоит денег и прав на ошибку столько сколько есть денег в кармане. Тренируйся за свой счёт как говорится.

    Поэтому каждая доска тщательно осматривается и примеривается, пословица про семь раз отмерь в действии.

    Работа сама по себе не хитрая, творческая, есть несколько досок и их нужно подобрать чтобы и красиво смотрелось и перерасхода не было. Вся подгонка в размер и подрезка делается с минимально возможным съёмом материала, по простому чутка тут отпилил , немножко там стамеской срезал.

    источник

    Резистор

    Самый простой и распространенный элемент — это сопротивление (резистор).

    На первый взгляд абсолютно бесполезный элемент, ничего не делает, кроме потребления электроэнергии. Но только на основе резистора можно создавать некоторые полезные устройства.

    Например, требуется подключить светодиод к источнику постоянного напряжения +12 В. Если сделать это напрямую (анод — на +12 В, катод — на массу), то, согласно закону Ома, в силу малого сопротивления диода в прямом направлении и фиксированного напряжения ток может достичь больших значений. Светодиод, как правило, рассчитан на малый ток, поэтому он моментально сгорит. Чтобы этого не произошло, в цепь «источник — светодиод» добавляем сопротивление рассчитанного номинала. Часть «лишней» энергии будет рассеиваться на этом сопротивлении и через светодиод пойдет ток необходимой величины.

    Рисунок 12. Рассеивание энергии сопротивлением

    На принципиальных электрических схемах постоянные резисторы принято показывать в виде прямоугольников или зигзагообразных линий (на зарубежных схемах).

    Рисунок 13. Обозначение резисторов

    Резистор характеризуется двумя основными параметрами — это величина сопротивления и рассеиваемая мощность.

    Как уже упоминалось ранее, величина сопротивления резистора измеряется в

    Омах и показывает насколько трудно току будет через него проходить. Этот параметр обязательно указывается на корпусе резистора.

    Для унификации все производители договорились выпускать резисторы строго определенных номиналов, называемых рядами. Так, например, есть номинальный ряд Е12, который содержит следующие 12 чисел:

    Таблица 10. Номиналы резисторов

    Это означает, что величина сопротивления резисторов, соответствующих этому ряду, может быть, например, 2,7 Ом или 2,7 кОм, но сопротивления с номиналом 3 Ом в этом ряду быть не может. Поэтому, если при расчете добавочного сопротивления получается величина не кратная ни одному из значений ряда, ее приравнивают к ближайшему значению из стандартного ряда.

    Рисунок 14. Внешний вид резистора

    Величина сопротивления может быть нанесена на его корпус в виде цифры. Если единица измерения не указана, то считается, что это Ом. Если после цифры стоит буква «к» — сопротивление в килоомах (тысячах Ом), если буква «М» — мегаомы. То есть надпись «150» следует читать как «150 Ом», «2к4» — «2,4 килоома» и так далее. Так же на корпус импортных резисторов малого размера вместо цифробуквенной маркировки могут быть нанесены цветовые полосы. В них зашифрован номинал резистора.

    Рисунок 15. Расшифровка обозначения резисторов

    Резисторы, изображенные выше, имеют проволочные выводы, вставляемые в отверстия на печатных платах. Такой тип монтажа получил название «навесного».

    В современных сигнализациях используют так называемые чип-резисторы для поверхностного монтажа по SMD-технологии (от surface mounted device — прибор, монтируемый на поверхность). Эта технология является наиболее распространенным на сегодняшний день методом конструирования и сборки электронных узлов на печатных платах. SMD-резисторы — очень маленькие радиодетали, рассмотреть которые, а тем более припаять, весьма сложно.

    Для них используется специальная система маркировки. На корпусе пишется число (например, 100), последняя цифра которого указывает количество ноликов, которые нужно дописать после первых двух цифр из маркировки, чтобы получилось сопротивление в Омах. Таким образом, маркировка чип-резистора «100» может быть расшифрована как 10 Ом.

    Второй важный параметр резистора — это номинальная мощность. При прохождении тока происходит нагрев резистора. Наибольшая мощность, которую резистор может рассеивать в заданных условиях — это номинальная мощность. Чем больше тепла резистор способен рассеивать не сгорая, тем выше этот параметр. Мощность измеряется в Ваттах. На принципиальных электрических схемах мощность указывается непосредственно на условном изображении резистора.

    Рисунок 17. Обозначение мощности рассеивания резистора на схеме

    На реальном резисторе мощность указывается только на крупных корпусах. Если этот параметр отсутствует, то мощность определяют по размеру резистора.

    Рисунок 18. Резисторы разной мощности

    В случае неверно подобранной мощности резистор может сгореть. Это произойдет, если Вы примените резистор с мощностью меньшей, чем он может выдержать.

    Рисунок 19. Сгоревший резистор

    Неправильно выбранная мощность резистора приводит к его сгоранию!

    Однако, можно использовать резисторы заведомо большей мощности, чем необходимо для конкретного случая. Но при этом он будет дороже и займет больше места, что тоже не всегда удобно. Следовательно, важно правильно выбирать резисторы по данному параметру. Для большинства слаботочных цепей достаточно резисторов мощностью 0,125 — 0,25 Вт Для силовых цепей (например, имитация исполнительного механизма при «хитрой» блокировке) нужно выбирать резисторы большей мощности.

    Бывает, что под рукой не оказывается резистора нужного номинала или необходимой мощности. Что делать в такой ситуации? Можно создать резистор самому! Разумеется, речь идет о соединении определенным образом нескольких заводских резисторов для получения требуемых характеристик.

    Резисторы могут соединяться последовательно или параллельно.

    Рисунок 20. Последовательное (А) и параллельное (Б) соединение резисторов

    При последовательном соединении суммарное сопротивление цепочки резисторов увеличивается, при параллельном — уменьшается.

    Параллельное соединение позволяет использовать отдельные резисторы малой мощности для создания одного более мощного резистора.

    Так, если соединить параллельно 2 резистора номиналом 50 Ом и мощностью 0,25 Вт, то итоговое сопротивление станет равным 25 Ом, а итоговая мощность равна 0,5 Вт.

    Обращаем внимание, что следует избегать использования этого приема в повседневной практике. Всегда лучше и надежнее использовать один заводской резистор с подходящими характеристиками.

    источник

    Toyota Corolla

    › Бортжурнал › Установка резисторов-обманок для светодиодных ламп

    При установке светодиодных ламп в автомобиль некоторые владельцы сталкиваются с проблемами.

    Первая: при установке светодиодных ламп в поворотники, реле поворотов срабатывает чаще, как будто перегорела какая нибудь лампа. Происходит это по тому, что реле поворотов расчитанны на стандартные галогеновые лампы, мощность которых может быть в диапазоне от 1W до 21W. Светодиодные лампы потребляют от 0.1 W до 6W.

    Выходом из этой ситуации является установка дополнительных резисторов (обманок) или специальных реле поворотов, рассчитанных на использование светодиодных ламп.

    Поскольку специальные реле довольно дороги и их можно использовать только со светодиодными лампами (например, нельзя поставить 2 светодиодные лампы и 2 галогеновые), то рассмотрим вариант подключения резисторов (обманок).

    Для примера расчёта возьмём стандартный автомобиль, у которого установлены 2 лампы поворотников в передних фарах, 2 повторителя поворотов на крыльях и 2 лампы поворотников в задних фонарях. Далее нам необходимо определить тип лампы: обычно в фарах и фонарях используются лампы мощностью 21W, а в повторителях на крыльях или зеркалах — мощностью 5W.

    И так, у нас 4*21W+2*5W. Расчётная мощность реле 94W. При такой мощности реле включает поворотники 1 раз каждые 0.5 секунды. При замене только передних ламп и ламп в повторителях на светодиодные, суммарная мощность ламп равна 2*3W+2*1W+2*21W = 50W . При такой мощности реле будет срабатывать каждые 0.27 секунды, или, почти в 2 раза чаще. На данный момент существуют резисторы мощностью 25W и 50W. Необходимо дополнить цепь приблизительно до 94W. При этом не стоит забывать, что резисторы необходимо устанавливать как на левую, так и на правую стороны. Выбраны резисторы по 25W 2штуки. После включения резисторов в цепь, считаем суммарную мощность: 4*3W+2*1W+2*21W +2*25W = 100W. При такой мощности реле будет срабатывать 1 раз в 0.52 секунды, что практически совпадает с первоначальным временем. На глаз определить разницу очень сложно.

    Вторая проблема — это проблема с бортовым компьютером. Во многих современных автомобилях стоит система определения неисправности ламп, которая сигнализирует о том, что какая-либо лампа вышла из строя. В других, более продвинутых системах, происходит отключение электропитания поврежденной сети и (или) переключение её функциональности на други лампы (например, перегоревшие стоп-сигналы будут зажигаться в лампах противотуманных фар заднего фонаря).
    При замене ламп на светодиодные, данные системы сигнализируют о том, что лампа перегорела. Происхдит это по тому, что светодиодные лампы потребляют намного меньше энергии чем галогеновые (на которые данная система и расчитана). К примеру, вместо 55W противотуманной фары всего 7.5W.
    Выходом из ситуации являются всё те же резисторы (обманки). Установка резистора, мощностью 55W, к имеющимся в светодиодной лампе 7.5W даст в сумме 62.5W, что не выходит за рамки погрешностей таких систем контроля (их погрешность

    Установка резисторов (обманок) в цепь осуществляется с помощью коннекторов, которые входят в комплект поставки. Они не повреждают провода (при установке происходит неболшой разрез изоляции провода, что обеспечивает электрический контакт с проводником). При демонтаже незаметны следы их установки.
    Принципиальная схема установки Резисторов обманок:
    От источника питания через выключатель (или реле), по средством 2х проводов «+» и «–» к лампе подаётся ток. Подключение резистора в цепь производится параллельно. То есть, один из проводов резистора, по средствам коннектора, присоеденяется к плюсовому проводу, второй провод резистора присоединяется к минусовому. Вследствие чего получается стабильная система, отвечающая заводским характеристикам.

    Далее подробно рассмотрим резистор, его крепление и подключение. На следующем рисунке изображены 2 резистора мощностью 25 и 50 ватт. Габаритные размеры резисторов обманок 30*27*15мм и 30*50*15мм соответственно:

    В комплект включен резистор, 2 винта и 2 гайки для крепления к корпусу автомобиля, а так же 2 зажим-коннектора для проводов:

    Подключение резистора выполняется следующим образом: в коннектор вставляется провод от лампы поворотника и один из проводов от резистора. После чего, защелкивается фиксатор. Так же зажимается второй провод от поворотника со вторым проводом резистора. При этом металлический коннектор замыкает провода. После закрытия фиксатора, металлический коннектор становится скрыт, а корпус «захлопнут» тем же фиксатором:

    Не забываем сказать автору спасибо и подписаться на авто 😉

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *