Меню

Устройства для установки бордюрного камня

Технология укладки бордюрного камня

Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки и как правильно его выбрать?

При устройстве дорожных покрытий из тротуарной плитки установка бортового камня (бордюра, поребрика, БР) обязательна. Эти изделия выполняют несколько функций:

  • разграничивают пешеходную и проезжую части, пешеходную дорожку и газон;
  • предотвращают сдвиг и расползание элементов мощения, загрязнение дорожек грунтом;
  • придают участку аккуратный вид.

Наибольшей популярностью пользуются БР, изготовленные из тяжелой бетонной смеси. При покупке изделий заводского изготовления нужно учитывать следующие факторы:

  • Характеристики бетона, из которого изготавливаются изделия. Качественная продукция должна иметь морозостойкость не ниже F200. Такой материал, способный выдерживать до 200 циклов замораживания/оттаивания, служит примерно 40 лет. Водопоглощение – не более 6%, марка прочности – М400 (класс прочности В30).
  • Способ производства. Лучшими характеристиками обладают вибропрессованные изделия –прочные, плотные, долговечные, имеют точную геометрическую форму.
  • Конкретное назначение. Для укладки бордюрного камня вдоль садовых дорожек рекомендуют изделия марки БР 100.20.8 (длина – 1 м, высота – 20 см, ширина – 8 см), для установки вдоль средненагружаемых автомобильных дорог – БР 100.30.15 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 15 см), для автомагистралей – БР 100.30.18 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 18 см). При изготовлении массивных бордюров для автомагистралей их упрочняют стальной арматурой.

Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?

На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.

  • Устанавливаем сразу. Этот вариант хорошо подходит для новичков. Бордюры четко обрамляют участок, который подлежит благоустройству, и упрощают задачу по соблюдению границ. Для экономии элементов мощения необходимо рассчитать расстояние между поребриками, которое должно быть кратно ширине брусчатки. При расчетах необходимо помнить, что между элементами мощения есть зазор – 2-4 мм. Новичкам лучше воспользоваться размерами уже готовой дорожки.
  • Монтируем после укладки брусчатки. Подобный выбор позволяет рационально использовать плитку и избежать ее распиливания.

Какие инструменты и материалы понадобятся для монтажа бордюра?

Для правильной установки тротуарного бордюра в соответствии с технологией необходимо подготовить: строительный уровень, деревянные колья, длинный прочный шнур, мастерок, емкость для приготовления цементно-песчаного раствора или бетономешалку, резиновый или деревянный молоток, клещи (понадобятся при использовании тяжелого БР).

Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?

При обустройстве тротуаров и автодорог бордюрный камень обычно укладывают на бетонную подготовку. Этот способ хорошо подходит для грунтов, испытывающих сезонные пучения.

  • Перед тем как установить тротуарный бордюр, разбивают с помощью колышков и шнура линию монтажа лицевой стороны бортового камня. Лицевая сторона БР повернута к покрытию. На колышках наносят отметки расположения грунта и бетонного основания. На высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур. В зависимости от геологических особенностей участка верхний край поребриков может идти параллельно поверхности грунта или под уклоном к ней.
  • Подготовка траншеи под монтаж БР. Глубина ее должна быть такой, чтобы после укладки бордюра его верхний край возвышался над покрытием на 2-3 см. Если поребрик разделяет газон и пешеходную зону, то такое возвышение предотвратит попадание грунта на плитку.
  • Уплотнение грунта основания. Если для уплотнения используется виброплита, то ширина траншеи должна соответствовать ширине плиты. В общем случае ширина траншеи равна ширине БР плюс запас с каждой стороны по несколько сантиметров.
  • На грунт укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2. Эта операция не относится к обязательным, но она существенно продлевает срок службы бордюра, предотвращая смешивание грунта и щебня.

  • Устройство выравнивающего слоя из щебня (фракция – 20-40 мм), его толщина – примерно 10-15 см. Следует помнить, что после трамбовки толщина щебневого слоя уменьшается примерно на четверть. На участках с низким уровнем грунтовых вод вместо щебня для подсыпки можно использовать крупнофракционный песок.
  • Устройство цементно-песчаной или бетонной подушки толщиной 10 см. Цементно-песчаный раствор готовят из цемента марки М400 (1 часть по массе) и песка (3 части). Для изготовления бетонной смеси компоненты (Ц:П:Щ) берут в следующих пропорциях – 1:2:(2-3). Щебень – мелкофракционный. Цементно-песчаный раствор или бетонную смесь заливают не сразу на всю длину траншеи, а по частям, по мере установки бордюрного камня.
  • Укладка бортового камня в цементно-песчаную подушку, осаждение до нужного уровня, отмеченного шнуром. Для выравнивания верхнего края используется молоток с резиновой насадкой или деревянная киянка. Металлический молоток в этом случае не применяют, поскольку он может повредить поверхность бордюрного камня. Не стоит использовать для выравнивания БР вибрационный инструмент, который тоже может испортить поребрик.
  • Укладка бетона с лицевой нижней части камня и обратная засыпка грунтом с другой стороны. Засыпанный грунт уплотняют.
  • Заливка швов между бордюрными камнями цементным раствором.
  • Какая технология укладки бордюра применяется для обрамления садовых дорожек?

    Если грунты не склонны к пучению, пешеходные дорожки, клумбы, цветники можно обрамлять поребриками, которые устанавливаются только на уплотненную щебневую подготовку. Толщина щебневого слоя в этом случае должна быть не менее 15 см. Такой способ более дешевый и простой, по сравнению с установкой бордюра на бетонную смесь.

    Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?

    При оформлении криволинейных садовых дорожек с крутыми поворотами бордюрный камень приходится резать. Для этой цели в основном используются углошлифовальные машины (УШМ, «болгарки») с алмазным кругом по бетону или гильотины, рассчитанные на раскалывание изделий из натурального или искусственного камня. Частные застройщики чаще всего применяют УШМ, с помощью которой можно сделать аккуратный рез. Но при работах с ней необходимо быть предельно осторожным и использовать средства защиты для рук и глаз. Гильотиной резать проще и безопасней, но в домашних мастерских такого оборудования нет, а приобретать его для проведения разовых работ слишком дорого.

    Если дорожка делает плавные повороты, то поребрики не режут. Зазоры между ними заполняют цементно-песчаным раствором.

    источник

    Как выполнить укладку бордюрного камня

    Виды бортового камня

    Разнообразие этого типа дорожно-строительного материала, предлагаемого сегодня на рынке, очень велико. При желании, вы сможете найти бортовые или бордюрные камни самой различной формы, поперечного сечения, размера и цвета, изготовленные из бетона, натурального или искусственного камня, из керамических материалов или из композитных смесей с добавлением пластических масс.

    Промышленные производители бордюров разделяют их на два вида: тротуарный поребрик и дорожный бордюрный камень.

    Они различаются, прежде всего, своими размерами.

    Дорожный камень, как правило, большей длины, массы и площади поперечного сечения, чем тротуарный бордюр. Кроме этого, при изготовлении таких материалов используют стальную арматуру, которая придает им повышенную прочность и долговечность.

    Преимущество же тротуарных изделий заключается в большом разнообразии применяемых материалов, цветовых оттенков, форм, размеров. Кроме того, они более подходят для тех случаев, когда выполняется установка бордюров своими руками, а не путем привлечения строительной бригады. Их наиболее часто используют при обрамлении тротуарных дорожек, площадок во дворах частных домов, оформлении клумб и других садовых насаждений.

    Обратите внимание: специалисты признают возможность самостоятельного изготовления бордюрных камней, но качество таких изделий значительно уступает заводскому, а объем работ увеличивается в 2-3 раза, а то и больше. .

    Монтаж бордюрного камня своими руками

    Лучше устанавливать борт до укладки дорожной плитки, чтобы конструкция получилась долговечной, поскольку он, помимо прочего, является своеобразным анкерным поясом. В противном случае ограждение выполняет лишь декоративные и отделяющие функции.

    Чтобы уложить красиво декоративный бордюрный камень необходимо выполнить следующие работы:

    • разметить территорию, установить колышки и связать их строительной нитью;
    • выкопать траншею глубиной на треть от высоты борта и на 100 мм больше его ширины;
    • утрамбовать почву и заполнить котлован цементом с песком в соотношении 1:3;
    • определить высоту бордюра и выровнять нить так, чтобы верхний край не доставал до неё на 1-2 мм;
    • произвести монтаж так, чтобы камни располагались точно по шнуру, при необходимости добавляя цемент на дно или забивая блоки резиновым молотом;
    • заделать стыки раствором и оставить конструкцию на сутки, после этого можно приступать к кладке плитки или брусчатки.

    Купить тротуарный толстый бордюр 1000×300×150 мм можно от 210 рублей, 1000×450×150 – от 400, более тонкий,1000×200×80, – от 110.

    Материалы, получаемые вибролитьем, различаются размерами и формой, от которых и зависит их стоимость:

    Самая тротуарного серого бордюра составляет 55 руб/шт.

    Бордюр — это неотъемлемая часть любого дорожного покрытия. Наша компания производит вибропресованный бордюрный камень, качество которого отвечает высоким требованиям по прочности и долговечности. Бордюр несет в себе не только декоративные свойства, но и решает конструкционные задачи устройства долговечной автомобильной дороги, тротуара или садовой дорожки. Бордюрный камень на автомобильной дороге играет роль разделителя проезжей части от непроезжей, отделяет пешеходную зону от газона и т.д..

    Заглубляя или наоборот приподымая бордюр, можно организовывать аккуратные плавные съезды (заезды) с дороги на парковочные места, также такие приемы применяются для устройства беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями или перемещения прогулочной техники (коляски, велосипеды, роликовые коньки и т.д.) по пересекающимся дорогам, расположенными на разных уровнях.

    Использование дорожного бордюра поможет вам направить «недоброжелательные» потоки воды, вызванные осадочными явлениями либо связанные с весенним таянием снега, в нужное вам русло, тем самым защитив свой участок и любимый сад от местного подтопления, размыва плодородного грунта.

    На устранение последствий таких явлений, как правило, уходит немало сил и средств. Покупая качественный бордюрный камень и тротуарную плитку, вы строите дорогу, «проходящую» сквозь годы!

    СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

    Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

    Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

    3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м . Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .

    Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни. «Снип» заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом : «…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…»

    Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.

    «Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора …

    Порядок выполнения работ

    При установке бордюрного камня применяют один из трех вариантов технологии его укладки: устройство на щебеночное основание, песчано-цементную основу или на бетонную подушку. Способ, который вы решите выбрать, зависит только от вашего желания и требований к долговечности конструкции.

    Каждая из этих методик включает в себя следующие этапы работ:

    • подготовительные, состоящие из разметки будущей линии прокладки бордюра и определения глубины его заложения;
    • земляные, в которые входят работы по выравниванию верхнего слоя грунта на площади дорожки и устройству траншей для установки бордюрного камня;
    • устройство основания — в зависимости от выбранного способа установки бордюра;
    • укладка бордюрного камня;
    • закрепление бордюров в траншеях и заделка щелей между ними.

    Разметка бордюрной линии осуществляется при помощи шнура, натянутого между забитыми в землю колышками. По результатам разметки вопрос выравнивания поверхности практически снимается.

    Глубина траншеи зависит от того способа, которым вы решили устанавливать камни, их размеров и требуемой высоты над уровнем дорожки. Для тротуарных бордюров она, чаще всего, равняется высоте материала плюс 15-20 см.

    В случае с дорожным обрамлением — это просто высота камня. На въездах и входах во дворы бордюр нужно класть на большую глубину, которая увеличивается в первом случае на 5-10 см, а во втором — на 10-20 см. Ширина траншеи для установки стандартного тротуарного бордюра равна его ширине с добавлением 5-7 см. Дорожный материал требует ширины в 30-40 см.

    Читайте также:  Спринклерные установки водяного пожаротушения сувп применяются

    Установка бордюров своими руками

    Начать следует с подготовки поверхности, где будет располагаться бордюр. Для этого в землю вбиваем колышки и натягиваем веревку по линии будущего бордюра. Затем нужно выкопать траншею. Глубина траншеи должна немного превышать высоту приготовленного бордюрного камня. Ширина траншеи – приблизительно 20 см для тротуарного бордюра, и 30-40 см для дорожного.

    Готовую траншею необходимо утрамбовать. Очень удобно использовать для этого деревянную конструкцию в форме перевернутой буквы «Т», которую легко можно соорудить на месте из подручных средств. По всей длине траншеи на дно укладываем щебень и снова трамбуем. Поверх щебня нужно проложить еще слой песка, при необходимости его можно смочить водой и дополнительно утрамбовать.

    Следующий этап – примерка. Теперь с помощью натянутой веревки фиксируем также необходимую высоту бордюра. Установка тротуарных бордюров своими руками подразумевает внимательность и точность. Следите, чтобы веревка была натянута максимально туго.

    Чтобы перейти непосредственно к установке бордюра, нужно подготовить бетонный раствор. С помощью лопаты смешиваем в корыте песок, цемент, воду и щебень мелкой фракции в пропорциях примерно 2,5:1:2:2. Раствор наносим на ранее утрамбованный песок.

    Теперь устанавливаем сам бордюр. Здесь поможет резиновый молоток, который используют при укладке тротуарной плитки. Молотком регулируем высоту бордюра и глубину погружения его в бетонный раствор. Далее закрепляем бордюрные камни путем нанесения раствора на стыки между ними с обеих сторон. В очередной раз убедившись, что бордюр стоит ровно, заполняем бетонным раствором все оставшиеся пустоты траншеи.

    Осталось лишь заделать стыки между бордюрными камнями. Засыпаем щели сухой смесью из цемента и песка, а затем проливаем водой и ждем, пока смесь застынет.

    Технология установки дорожного бордюра практически не отличается от установки тротуарного. Соблюдая алгоритм простых действий, вы получите прочную и долговечную конструкцию.

    Напоследок можно посмотреть видео с технологией установки дорожного бордюра и последующим его закреплением.

    Установка бордюрного камня

    На подготовленное основание заливается бетон и сразу проводится установка бордюрного элемента. Погруженное бетонное изделие выравнивается по веревке легким постукиванием резинового молотка. Затем промежутки по бокам заполняются щебнем или цементным раствором.

    Как установить бордюр для дорожек?

    монтируется по аналогичному принципу с дорожным, только есть одно исключение – под него можно делать менее прочную подушку. В некоторых ситуациях обходятся без использования щебня и делают основание из речного песка высотой 3-5 см.

    Теперь вы знаете, как установить дорожный бордюр. Остается только запастись всем необходимым и приступить к работе.

    Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

    На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

    • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
    • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).Установка бордюра: схема
    • Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
    • Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м². Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
    • Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
    • Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень.Проведение работ по установке бордюров и поребриков
    • На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
    • Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
    • После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.

    При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

    Как поставить на песок

    Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

    Схема установки бордюра с водосточным желобом

    Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

    Что нужно подготовить до начала выполнения работ

    Для того, чтобы укладка бордюра своими руками была выполнена качественно, вам необходимо иметь следующий инструмент:

    • совковая и штыковая лопата — для земляных работ, укладки щебеночного основания и замешивания цементной смеси;
    • мастерок каменщика — для разравнивания цементной смеси и заделки швов;
    • бадья для замешивания раствора или бетономешалка;
    • шнур для разметки, длина которого зависит от длины обрамляемой дорожки;
    • строительный уровень длиной 1,5-2,0 м;
    • резиновый молоток — для того, чтобы уложить бордюрный камень;
    • металлический молоток 500 г и кувалда 3,0-5,0 кг;
    • угловая шлифмашина (болгарка) с алмазным кругом по камню.

    Необходимые инструменты, которые нужно подготовить перед началом установки.

    Из материалов вам нужно будет приобрести:

    • бордюрный камень;
    • песок (лучше всего речной);
    • щебень средней или мелкой фракции;
    • цемент марки 400 или 500.

    Виды бетонных поребриков и бордюров

    Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:

    • Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
    • Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.

    Типы бордюрных камней для отделения дорожек

    Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.

    Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.

    Разновидности камней для бордюров

    Бордюры делают из бетона, железобетона, песчаника, кирпича и гранита. В зависимости от назначения выделяют несколько разновидностей камней для ограждений:

    1. Магистральный, или дорожный. Выполняется из качественного мелкозернистого бетона, обладает хорошей стойкостью к химическим веществам, воздействию снега, дождя, морозов. Поребрик из бордюрного камня имеет высокую стойкость к вибрации и физическим нагрузкам. Весит один блок 94 кг, а его размеры (длина, ширина, высота) составляют 100/300/150 мм. Самым распространенным его цветом является серый, реже встречается черный и красный.
    2. Тротуарный борт тоже делают из бетона. Его вес — 36 кг, а размеры — 1000/200/80. Бордюры выпускают в богатой цветовой гамме, чтобы они красиво сочетались с тротуарной плиткой (есть оранжевые, красные, оливковые и коричневые блоки разных оттенков).
    3. Садовый и газонный бортовой камень используется в ландшафтном дизайне, поэтому производители делают акцент на его внешнем виде, а не на высокой прочности. Такие бордюры не только изготавливают из окрашенного в разные цвета бетона, но и используют в качестве материалов для них гранит, песчаник, выпускают элементы разной формы. Бортовые блоки для клумб и газонов обладают небольшими размерами: 400/200/50.

    При изготовлении дорожных бортов бетон часто армируют с целью укрепления, а для садовых бордюров применяют натуральный камень или кирпич, который стоит дешевле.

    Технология укладки бордюрного камня

    Технология укладки разнится из-за размеров бордюрного камня.

    — это неотъемлемая часть дорожных работ или благоустройства территории. Технология укладки разнится из-за размеров бордюрного камня.

    Чем он больше, тем меньше раствора можно использовать. Помимо этого, месторасположения того или иного элемента требуют определенной технологии его укладки.

    Например, дорожные конструкции и садовые нуждаются в совершенно разных подходах к их укладке.

    Укладка сложных бордюров

    Устройство сложной формы деталей выполняется из монолитного бетона с обязательным армированием. Для создания опалубки часто используется фанера.

    В готовую траншею заливают бетон туда, где уже заранее уложена арматурная решетка, которая придаст необходимую прочность бетонным компонентам.

    После заливки бетона необходимо выждать несколько дней, не менее 10. Потом аккуратно достают опалубку и производят последующий монтаж дороги или дорожки.

    Укладка декоративных систем

    В саду частного участка часто используют декоративные изделия, призванные очертить границы цветника. Они чаще всего невысоки, до 15 см, и могут быть выполнены из разнообразных материалов: дерева, кирпича, бетона или природного камня.

    В данном случае устройство ограждений из бордюрного камня не представляет особой сложности — достаточно выложить имеющиеся материалы в заранее намеченную линию.

    Укладка дорожных бордюров

    Бетонный элемент, используемый при ремонте или асфальтировании проезжей части дороги, может быть разделен на несколько видов:

    • Крупный. Он несет функциональную нагрузку — отделение полотна дороги от тротуара и обеспечение безопасности пешеходов;
    • Небольшой по размерам бордюр. Чаще всего используется для отделения одной пешеходной зоны или дороги от другой.

    Технология укладки

    В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты.Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

    Старая мостовая с гранитным бортовым камнем в Кутна-Гора

    Бортовой камень с разным способом укладки

    В ГОСТе 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бордюра[1] и о его верхе[2] (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», выделенные разметкой или бордюрным камнем, которые устраиваются при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части. Указывается, что высота приподнятого островка безопасности должна быть 10 см.[3] В ГОСТ Р 52767-2007[4] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

    4.2.4. Направляющие островки
    Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

    Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

    4.2.5. Островки безопасности
    Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

    В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга »[5] можно найти следующее:

    В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.

    Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.

    Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.

    Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и др.) должны выполняться из естественного камня.

    Стандарт качества

    Бетонные бортовые камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009-78. Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры[6].

    Примеры условного обозначения камней[6]:

    • тип БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм: БР100.30.18;
    • тип БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м: БК100.30.18.8;
    • тип БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-AIV.
    Читайте также:  Почему нельзя кушать после установки пломбы

    Окраска

    Согласно сделанному в 2012 году заявлению заместителя главного архитектора города Москвы Игоря Воскресенского, каждый камень имеет свой цвет, отражённый в проекте, и нарушение цвета камня, например, покраска бордюров, является нарушением проекта, гранит при этом красить нельзя ни в коем случае[7]. Согласно ГОСТ Р 51256-2011 дорожная разметка бордюры красками (эмалями) применяется «на опасных участках» дорог и «возвышающихся островках безопасности» (таблица А.2, номер 2.7).

    Назначение бордюров

    Бордюры из камня предназначены для разграничения тротуара и проезжей части и представляют собой тонкую полоску из твердого материала, слегка выступающую над асфальтом или плиткой, которые она разделяет. Эта полоса также предохраняет крайние элементы тротуарных дорожек от разрушения. На дачных территориях и во дворах частных домов каменный бордюр служит для оформления садовых дорожек, клумб и для отделения грядок от двора. Еще таким бортиком облагораживают аллеи в парках и скверах и газоны.

    Дорожное ограждение должно быть прочным, ведь оно подвергается вибрации и большим механическим нагрузкам (колесам тяжелых легковых и грузовых автомобилей). Бордюр часто окрашивают в белый цвет, и тогда водители с пешеходами хорошо видят границу между проезжей частью и тротуаром, поэтому риск аварий снижается. У дома или в парке разделительная полоса выполняет еще и декоративную функцию, поэтому ее стремятся сделать из более привлекательного материала или окрасить в яркие цвета.

    Высота бортового камня над проезжей частью

    Так, в вышеуказанном ГОСТе есть упоминание о боковой поверхности бордюра и о его верхе (нанесение разметки), что указывает на его приподнятость над дорожным полотном и видимость верхней части, там же упоминаются «Островки безопасности», должные быть обозначеными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. А уже в ГОСТ Р 52767-2007 (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

    4.2.4. Направляющие островки.

    Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

    Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

    4.2.5. Островки безопасности

    Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

    Таким образом, согласно данному ГОСТу, верх бордюра находится на одной высоте с самим островком (10 см), то есть выглядит он точь-в-точь как край любого тротуара.

    Вы также можете посмотреть следующие разделы

    1. Исходные компоненты
    2. Технология
    3. О нашей марке «Вибромастер»
    4. Полезные статьи
    5. ГОСТы

    Все о бордюрах. Виды, характеристики

    В дорожном строительстве с каждым годом появляются новые технологии и материалы. Достижением последних лет стало полусухое вибропрессование. Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками. Марка бетона, прочность на сжатие, морозостойкость — основные качественные показатели бордюрных камней.

    Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень. Все они имеют разные размеры, характеристики и места применений. Основные их функции:

    • отделить пешеходную зону от не пешеходной;
    • отделить проезжую часть дороги от остальной территории;
    • укрепить консрукцию тротуарной плитки;
    • защитить дорожное полотно и тротуарную плитку от размывания проточной водой;
    • придать законченый архетектурный вид клумбам и садовым зонам.

    Магистральный Бордюр

    Бордюрный камень магистральный, ГОСТ 6665-91 – самый большой по размерам бордюрный камень из всей линейки. Бордюр магистральный бывает нескольких размеров и соответственно разного веса :

    БР 100.30.18 размер ДхВхШ 1000 х 300 х 180 мм вес 120 кг
    БР 100.45.15 размер ДхВхШ 1000 х 450 х 150 мм вес 140 кг
    БР 100.45.18 размер ДхВхШ 1000 х 450 х 180 мм вес 190 кг

    Магистральный бордюр устанавливают на трассах между городами, на магистралях, на мостах и развязках дорог. Из за повышенных характеристик прочности, магистральный бордюр более устойчив к внешним факторам и имеет свойство оказывать сопротивление изнашиванию в определённых условиях. Цены на магистральный бордюр варьируются от 250 руб за штуку до 700 рублей за штуку.

    Характеристики

    Марка прочности М400
    Морозостойкость 300 циклов
    Класс бетона В30

    Дорожный Бордюр

    Дорожный бордюр вибропрессованный, ГОСТ 6665-91. 90% всех городских дорог и дворов благоустроены именно этим бордюром. Срок эксплуатации такого бордюра примерно 15-20 лет, в зависимости от местонахождения. На сегодняшний день – незаменимый материал дорожного строительства в соотношениицена – качество. Размеры дорожного бордюра:

    БР 100.30.15 размер ДхВхШ 1000 х 300 х 150 мм вес 96 кг

    Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах.

    Установка бордюра

    Благоустройство садовых дорожек, тротуаров, парковочных площадок с применением высококачественной вибропресованной плитки, брусчатки и ограждающего бордюра начинается с этапа проектирования

    Перед началом проведения работ важно помнить, что главным помощником у вас должен стать бордюр, который будет управлять поведением человека, передвигающегося по тротуару. Бордюрный камень помогает человеку ориентироваться: куда ему можно двигаться, а куда нельзя

    Тротуарный бордюр длиной 1м очень удобен в работе за счет относительно небольших размеров и веса, устройство которого можно производить без специальных захватов и громоздкой грузоподъемной техники. Установку бордюра следует производить по завершению подготовки несущего слоя для вашего будущего тротуара (см. ст. «дорожная одежка»).

    Бордюрный камень устанавливается на хорошо уплотненное (оттрамбованное основание), либо на бетонное основание и далее с наружной стороны засыпается песком (грунтом) или фиксируется бетоном. При установке на бетонное основание поверхность бетона должна быть хорошо очищена от грязи, место установки камня необходимо намочить водой, нанести выравнивающий слой раствора, на который и ставится бордюр. Зазор между не должен превышать 1см. Не допускается смещение бордюров друг относительно друга. В местах пересечения проездов с тротуарами, дорожками заглубление бордюров должно производится плавно к месту пересечения. Зазор между бордюрами заделывается после их установки песчано-цементным раствором.

    Какими характеристиками обладает дорожный бордюр ГОСТ 6665-91

    Изготовленный в соответствии с требованиями стандарта, бордюр обладает множеством достоинств:

    • повышенной прочностью и износостойкостью. Эти свойства достигаются изготовлением по прогрессивной технологии с использованием высоких марок бетона или путем изготовления продукции из природного камня;
    • стойкостью к воздействию влаги. Гранит влагу практически не поглощает, а формованные изделия отличаются пониженной гигроскопичностью. Это достигается путем введения различных присадок;
    • устойчивостью к воздействию отрицательных температур. Благодаря пониженной гигроскопичности сохраняется целостность изделия при кристаллизации воды. Однако при нарушении технологии изделия могут быстро разрушиться.

    Бортовой камень отличается следующими параметрами:

    • конфигурацией;
    • размерами;
    • формой сечения.

    Применяются различные изделия прямой и радиусной формы, которые, в зависимости от исполнения, могут иметь желоб для отвода воды.

    Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах

    Укладка бортового камня

    На частной территории, садовых участках нередко требуется произвести установку дорожного бордюра своими руками. Начать следует с подготовки поверхности в том месте, где он будет укладываться. Для этой цели используют колышки и веревку, которую натягивают по линии, по ней выкапывается траншея, глубина которой должна быть чуть больше высоты поребрика, а ширина 300–400 мм. Дно траншеи трамбуется, после засыпается слоем щебня и снова утрамбовывается. По щебню укладывается слой песка и уплотнение повторяется. Затем, нужно приготовить бетонный раствор: в пропорции 2,5:1:2:2 смешиваются песок, цемент, вода и мелкий щебень. Готовую смесь равномерно выкладывают на дно траншеи и выставляют бордюр. С помощью резинового молотка регулируется направление и глубина его усадки. Щели между блоками и пустоты траншеи замазывают оставшимся раствором.

    При масштабном строительстве стандартный дорожный шоссейный бордюр 1000х300х150 укладывают с помощью специальной техники.

    Цена камня бортового бетонного размерами 1000х300х150 по Москве составляет в среднем 215 руб/шт, дорожный такого же размера обойдется в среднем в 240 рублей, садовый 1000х200х80 — в 140 рублей. Купить бордюр криволинейный дорожный (радиальный) можно за 255–280 рублей.

    Чтобы садовые дорожки, тротуары, клумбы не зарастали сорняками, служили долго и выглядели эстетично, их обрамляют. Для этих целей используют бордюр тротуарный, который изготавливают из самых различных материалов: клинкера, бетона, декоративного камня (брусчатки), даже пластика и железа, хотя последние не долговечны и больше подходят для клумб.

    Наибольшей популярностью пользуются бетонные поребрики, изготовленные в заводских условиях и отличающиеся доступностью и простотой в укладке. Они бывают серых, коричневых, красных, оранжевых тонов, подходят для отделения любых аллей, пешеходных зон и придают конструкциям завершенность и безупречный аккуратный вид. Стандартные размеры тротуарного борта 1000×200×80, 1000×200×60 и 500×200×80 мм. Технические характеристики:

    • водопоглощение – до 6%;
    • морозостойкость – марки бетона F200;
    • прочность на сжатие – В 22,5.

    Помимо прочего они поддаются распиливанию.

    Интересным вариантом является тротуарный вибролитьевой бордюр, имеющий различные причудливые формы (ступенек, дуг, волн), габариты от 200 до 500 мм в длину и около 200 мм в ширину, эстетичны и износостойки.

    Получают его с помощью новой технологии с добавлением пластификаторов и красителей, а застывает он в специальных емкостях.

    Что касается клинкерного кирпича и брусчатки, они тоже отличаются прочностью, долговечностью, эстетичностью и экологичностью, но из-за блоков (200×100×50 мм) между ними естественно образуются щели, между которыми со временем будут трещины, сквозь которые начнут пробиваться растения. Их применение оправданно проектом, где они естественно впишутся в ландшафтный дизайн.

    Как правильно установить дорожный бордюр

    Предположим, что была выполнена укладка тротуарной плитки и финальным этапом обустройства является укладка дорожного бордюра. Технология выполнения этой работы достаточно проста, но начинающему будет трудно даже без элементарной инструкции. Давайте рассмотрим все подробно.

    Разметочные работы

    Для проведения разметки вам понадобятся деревянные колышки и веревка (можно нитку и т. п.). Колышки забиваются непосредственно в месте монтажа бордюрного камня, и по ним натягивается нитка. Расстояние между колышками должно быть таким, чтобы веревка не провисала.

    Важно выбрать правильную высоту колышек. Уровень натяжение должен соответствовать верхней полости бетонного изделия после установки

    Это позволит установить камень правильно..

    Рытье траншеи

    Для работы в домашних условиях нерационально использовать специальную технику. Именно поэтому придется вооружиться лопатой и начинать копать. Но перед этим нужно узнать необходимую глубину траншеи. Для этого стоит знать:

    • Высоту, которой обладает бордюр дорожный;
    • Ширину подушки;
    • Ширину слоя бетона.

    Представим, что высота изделия 30 см. Щебеночный шар будет 6 см и песчаный – около 3 см. Что касается бетона, то его высота 2-3 см. Получаем 36 + 6 + 3 + 3 = 48 см. Именно такой будет высота конструкции, но это не означает, что и траншея должна быть подобной глубины. Нужно учитывать и высоту бордюрного камня над поверхностью земли. Допустим, что она равна 20 см. Следовательно, нужно углубляться на 28 см.

    Что касается ширины траншеи, то достаточно, чтобы камень мог в нее войти и по обоим бокам был запас в 2-4 см.

    Когда выемка грунта окончена, то проводится выравнивание дна и уплотнение (для его проведения лучше использовать специальное оборудование).

    Создание подушки

    Этот процесс проходит приблизительно так:

    • Засыпается первый слой щебня;
    • Выполняется его разравнивание и утрамбовка;
    • Засыпается песок;
    • Песчаный слой также нужно выровнять и уплотнить.

    Замешивание и заливка бетона

    В бетономешалку загружается цемент и песок (когда выполняется установка дорожного бордюра, технология подразумевает использование связующего вещества с маркировкой М300-М400). Песок используется мелкозернистый. Когда сухая смесь хорошо перемешана, добавляется вода. Отлично, если готовый раствор густоват — не сильно жидкий и не излишне вязкий.

    Отлично, если и бордюрных изделий выполняется одной компанией – можно быть уверенным в одинаковом сроке службы изделий.

    Установка камней на подготовленное основание

    Во всех трех способах бордюрный камень нужно ставить по шнуру, который натягивают на колышки в верхних и нижних точках в зависимости от уклона продольного профиля дорожки непосредственно перед тем, как установить бордюр. При этом первый камень ставят на край траншеи, вдоль нее.

    Необходимо обязательно проверять правильность установки не только по натянутому шнуру, но и строительным уровнем во всех направлениях возможного уклона.

    Шнур — это инструмент для простой предварительной установки камня, позволяющий сразу увидеть, как правильно и ровно установить бордюры. Посадка и выравнивание ограждающего материала осуществляется резиновой или деревянной киянкой.

    Внимание! При использовании металлических молотков, в месте удара необходимо подкладывать деревянную прокладку, так как установленный бордюрный камень — долговечный, но хрупкий материал и от сильного удара он может расколоться. . Необходимую подрезку камня выполняют при помощи угловой шлифмашины (болгарки) с алмазным кругом по дереву

    Не используйте для монтажа тротуарных бордюров вибрационный и пневматический инструмент.

    Читайте также:  Электролизные установки для хлорирования

    Необходимую подрезку камня выполняют при помощи угловой шлифмашины (болгарки) с алмазным кругом по дереву. Не используйте для монтажа тротуарных бордюров вибрационный и пневматический инструмент.

    После того, как вы закончили ставить все бордюрные камни, они фиксируются заливаемой с обеих сторон цементным раствором или бетонной смесью с использованием щебня мелкой фракции.

    Виды бордюров и их свойства

    Бордюр из кирпича является более дешевым и легким способом украшения тротуарной плитки.

    Бордюр можно изготовить кирпичный, деревянный, из металлических пластин, пластмассовых или виниловых деталей. Выбор материала под бортовое устройство зависит от того, какова площадь обрамления и какие функции на нее ложатся. Например, пластик или винил, хотя и являются морозоустойчивыми материалами, но пригодны только для декорации клумб или газонов, поскольку удержать они в состоянии только земельный грунт. Да и крепятся такими же пластмассовыми гвоздями.

    Такой бордюр легко видоизменить по форме, перенести его на другое место, что совершенно неприемлемо для бордюрного камня. В качестве материала для каменного ограждения пригодны валуны, кирпич или бетонные бордюры, изготовленные производственным способом.

    Для бордюра можно использовать остатки кирпича.

    Для создания борта у пешеходной дорожки вполне можно использовать кирпич, который располагается торцом вверх или наклонно, на уголок. Часто хозяева частных домовладений используют остатки материалов от основного строительства, что неверно. Ведь некачественный кирпич от влаги быстро рассыплется. Нужен кирпич только хорошего качества, предназначенный для наружной отделки зданий.

    Бордюрный камень, который является самым прочным и устойчивым материалом, изготавливается только из тяжелых марок бетона, потому как именно эта технология производства соответствует целевой направленности камня — выдерживать влагу, мороз и сохранять в целости кромку вверенного ему участка. В производстве используется метод полусухого вибропрессования. Помимо цемента, в ход идет крупный песок и гранитная крошка.

    Бордюр дорожный по цвету, фактуре и свойствам, обычно, подбирают под колер тротуарной плитки или садовой плитки.

    Возможно, в частном подворье такая прочность не так актуальна, хотя рачительный хозяин всегда радеет за то, чтобы устройство ограждения отвечало требованиям качества и долговечности. Но во дворе многоэтажного жилого дома или на многолюдной городской улице от прочности бордюра порой может зависеть чья-то жизнь.

    Качественные плиты для обустройства автомагистралей не должны иметь трещин, шероховатостей. Они устанавливаются только с участием тяжелой техники. Для тротуара желательны декоративные элементы бордюрных камней, более коротких по длине. Сами по себе они ничем не примечательны, имеют либо прямолинейную, либо загнутую форму

    Важно владеть навыками их установки, чтобы устройство из камня прослужило не один год.

    Технология укладки бордюрного камня

    не сложно. Только бордюр из бетона потребует определенной сноровки и ряд приспособлений и инструментов:

    • резиновый молоток;
    • клещи для захвата бордюрного камня;
    • мастерок;
    • бечевка или не очень толстый шнур;
    • уровень строительный;
    • колышки для разметки;
    • трамбовка.

    Ровняем основание траншеи, т.к. бордюр достаточно тяжелый и примерять его в траншее не очень удобно, предпочтительнее использовать для этих целей маячки. В качестве маячков можно использовать деревянные бруски.

    В первую очередь нужно произвести разметку и прорыть траншею согласно размерам камня. Глубина должна быть несколько больше, чем предполагаемое залегание камня, а ширину увеличивать сильно не следует, поскольку все равно придется засыпать. Глубина будет зависеть и от того уровня, на который будет ложиться плитка. Если она вровень с землей, то бордюр должен быть выше, во избежание загрязнения плитки.

    Дно траншеи засыпается щебнем и песком и уплотняется трамбовкой. Затем натягивается бечевка, которая позволяет выставить камень в идеальном порядке. Если такая точность не требуется, можно сработать и «на глаз».

    Следует обратить внимание, есть ли у бордюра лицевая сторона, которой он должен быть повернут на всеобщее обозрение. То есть если делается , то укладывается «лицом» вовнутрь

    Когда обрамляется цветочная клумба, то во внешнюю сторону.

    Если принимается решение не устанавливать бордюр на цементный раствор, то все-таки нужно снаружи нанести небольшие ляпы раствора, на 2 камня — один мазок раствора. Видны они не будут, так как присыплются землей, зато весь декоративный комплекс будет прочнее.

    Таким образом, дорожка или цветочная клумба приобретут достойное обрамление, без которого немыслима картина выполняющая как практическое, так и эстетическое предназначение.

    Бордюр дорожный

    Бордю́р (фр. bordure «кромка», «кайма», «обрамление») в дорожном строительстве — способ укладки профильного разделителя между проезжей частью и тротуаром[1].

    Бордюр — общеизвестное название края дороги, стыка ее с тротуаром. Данное наименование распространено повсеместно в России, за исключением Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга, Новосибирска и Кургана. Жители этих городов называют его поребриком. Это одно из наиболее известных отличий речи петербуржцев.

    Есть мнения о том, что называть бордюром любой стык дороги с тротуаром неправильно. Например, писатель-фантаст Святослав Логинов, петербуржец, в своем эссе «Пышка, пончик и «аладья»» указывает на то, что оба эти термина имеются в ГОСТах, и значения их немного различны[2]. Однако, несмотря на возможную формальную неправильность такого именования, оно, как сказано выше, распространено в России.

    Необходимость использования бордюрного камня при укладке тротуарной плитки — очевидна, ведь помимо визуального эффекта от обрамления бордюром фрагментов мощения, последний несет в себе нагрузку по долговечности укладки тротуарной плитки. Практика показывает, что после таяния снега (через сезон) при условии, что бордюрный камень не использовался в укладке, площадки мощения, уложенные плиткой, расходятся, то есть между плитками образуется зазор, скапливается вода, что способствует дальнейшему разрушению площадок укладки тротуарной плиткой. Поэтому настоятельно рекомендуется всегда использовать бордюрный камень для обрамления поверхностей, где произведена укладка тротуарной плиткой.

    Питерский писатель-фантаст Святослав Логинов утверждает, что «поребрик» — правильное наименование профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.

    В инструкции по строительству полносборных покрытий городских дорог ВСН 1-94 (выпущен в 1996, действующий документ), ни бордюр, ни поребрик не упоминаются, оба этих слова заменены универсальным «бортовой камень».

    Слово «поребрик» вообще не упоминается ни в одном ГОСТе о дорожном строительстве. Упоминается же он в коммерческих предложениях об оказании услуг с названием «устройство поребриков», с указанием ГОСТа 52289-2004 (действующий документ), в котором, опять-таки, встречается только бордюр.

    Таким образом, можно сделать вывод, что поребрик — это народное название неопределенно выглядящего ограждения дорожного полотна от других пространств. Бардюр же имеет место и имеет определенную форму, установленную по ГОСТу. Так, в вышеуказанном ГОСТе есть упоминание о боковой поверхности бордюра и о его верхе (нанесение разметки), что указывает на его приподнятость над дорожным полотном и видимость верхней части, там же упоминаются «Островки безопасности», должные быть обозначеными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. А уже в ГОСТ Р 52767-2007[5] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

    4.2.4. Направляющие островки.

    Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

    Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра.

    СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

    Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

    4.2.5. Островки безопасности

    Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

    Таким образом, согласно данному ГОСТу, верх бордюра находится на одной высоте с самим островком (10 см), то есть выглядит он точь-в-точь как край любого тротуара.

    Вы также можете посмотреть следующие разделы

    Инструменты и материалы

    Мы делаем все своими руками, и при этом в наших руках должна быть:

    • обыкновенная садовая лопата — для подготовки траншеи;
    • трамбовка — для утрамбовки почвы в траншее;
    • шнур и колышки — для разметки;
    • уровень — для горизонтального выравнивания;
    • киянка (резиновый молоток) — для подгонки при монтаже;
    • песок, цемент — для укрепления бордюра;
    • — выбираете форму, размер, цвет на свое усмотрение, строительный рынок сегодня предлагает большое разнообразие бордюрных камней (их также называют бортовые). Есть даже вариант его изготовления своими руками, путем приобретения специальных форм для заливки. В этом случае вы готовите специальный раствор и заливаете его в формы. Но это уже отдельная технология, при желании можно попробовать и этот способ.

    Итак, все подготовили — приступаем.

    Применение на приусадебном участке

    Для того, чтобы дорожка выглядела изысканно и со вкусом, необходимо подобрать по цвету плитку и бордюр.

    Прежде чем приобрести бордюрный камень, необходимо учесть особенности грунта, вымерить траекторию расположения. Зная общую длину сооружения, станет ясно, сколько камней и какого размера понадобятся. Лучше заниматься выбором камня одновременно с тротуарной плиткой, чтобы они подходили друг другу по качеству, цвету и фактуре. Плоский монолитный бордюрный камень будет гармонично смотреться на фоне любой плитки. Производить ли его устройство с участием цементного раствора или путем заглубления в грунт, зависит от почвы на участке. Достаточно длинные массивные плиты можно не скреплять цементом, если почва песчаная. В противном случае укладка производится на бетонное основание.

    В домашнем благоустройстве применяются небольшие блоки, из которых составляется нужная конфигурация, но могут использоваться и большие конструкции из бетона, изогнутые сразу, как необходимо. Однако они несколько непрактичны и используются редко, поскольку величина требует участия тяжелой техники, что осложняет способ установки.

    Декоративный бордюр легко, быстро и недорого украсит Ваш садовый участок.

    Важно также обращать внимание и на размер самого участка, так как на небольшой площади громоздкий монолит будет лишним. Другое дело — миниатюрный декоративный бордюр, с укладкой которого справится и сам хозяин

    Главное — сопровождать устройство фиксацией его элементов, чтобы все сооружение не ходило из стороны в сторону под ногами.

    Нужно учесть, что даже под наименованием «бордюрный» подразумевается несколько видов: садовый, газонный, дорожный. Они, как правило, бывают выполнены в разных цветовых оттенках и не способны выдержать большую нагрузку. Первые 2 вида пригодны для газонов и цветников.

    Название «дорожный» говорит само за себя. Он не отличается от того, который применяется в городах для разделения проезжей части от пешеходной зоны, но меньше по толщине. Прямолинейная форма и вполне приемлемая длина позволяют выполнить с ним работу в условиях домашней усадьбы. Такие плиты во время производства окрашиваются по всей глубине камня и не изменяют внешнего вида под воздействием погодных условий.

    Крупный бортовой камень тоже может использоваться, если это необходимо из эстетических соображений на каком-то отдельном участке.

    Основание под установку камня

    Для устройства щебеночного основания, на дно траншеи насыпают 3-5 см песка, который проливают водой и трамбуют. Далее, на этот слой песка ровным слоем насыпается щебень мелкой фракции.

    Его также трамбуют, а затем уже на эту основу устанавливают бордюрные камни. Такая технология подготовки основания является самой простой и недорогой. Однако применять ее рекомендуется только для тротуарных дорожек и ограждения садовых насаждений.

    Устройство цементно-песчаной основы предусматривает замешивание раствора из песка, цемента и воды, который нужно укладывать на дно траншеи единым слоем, который затем выравнивается и утрамбовывается.

    Самой дорогой, но и самой прочной, трехслойной технологией подготовки основания для установки бордюра, считается устройство бетонной подушки.

    В процессе её обустройства, перед тем, как уложить бетон, на дно траншеи насыпается выравнивающий слой песка, который проливают водой и трамбуют. После этого песок засыпают слоем щебня мелкой фракции. Этот щебень поливается водой и на него стелят слой готовой бетонной смеси. Каждый бордюр в этом случае устанавливается прямо на незастывший бетон.

    Назначение и виды бордюрных камей

    Бордюры используются для отделения площадок с разным покрытием и/или разной нагрузкой. Они могут отделять дорожки от газонов, клумб, сада или огорода, служить границей пешеходной и проезжей части и т.д.

    Бордюр отделяет дороги и дорожки от газонов и площадей

    Они выполняют сразу несколько функций:

    • служат для визуального оформления дорожек;
    • перераспределяют нагрузку;
    • защищают дорожки от вымывания и разрушения.

    Если вы хотите, чтобы дорожки служили долго, по краю нужно установить бордюр. Он удерживает все материалы, не давая разрушаться или менять форму.

    Разные цвета, размеры и сечения

    Бордюры или бордюрные камни есть различных размеров, делают их из разных материалов, применяют разные технологии. Самый распространенный вид — бетонные бордюры, но есть еще пластиковые, вибропресованные.

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector