Меню

Высота установки головок для подключения пожарной техники

Высота установки головок для подключения пожарной техники

Коллеги вопрос следующий, сразу в нескольких нормативных документах указывается на установка пожарных патрубков для подключения пожарных машин и везде по разному написано:

СП 10.13130
4.1.15 Внутренние сети противопожарного водопровода каждой зоны здания
высотой 17 этажей и более должны иметь 2 выведенных наружу патрубка с
соединительными головками диаметром 80 мм для подключения передвижной
пожарной техники с установкой в здании обратного клапана и нормальной
открытой опломбированной задвижки.
Здесь имеется фраза про задвижку и обратник.
Про высоту установки патрубков ни слова

СП 5.13130
5.10.19 В помещении насосной станции для подключения установки пожаротушения к передвиж-
ной пожарной технике следует предусматривать трубопроводы номинальным диаметром не менее
DN 80 с выведенными наружу на высоту (1,35 ± 0,15) м патрубками, оборудованными соединительны-
ми головками ГМ 80. Трубопроводы должны обеспечивать наибольший расчетный расход диктующей
секции установки пожаротушения.
5.10.20 Снаружи помещения насосной станции соединительные головки необходимо размещать
с расчетом подключения одновременно не менее двух пожарных автомобилей (т.е. должно быть не
менее двух вводов с соединительными головками).
Здесь нет фразы про задвижку и обратник.
Указана высота установки патрубков

СП 54.13330
7.4.4 Противопожарный водопровод должен выполняться в соответствии со СП 8.13130 и СП 10.13130.
В зданиях высотой до 50 м допускается вместо внутреннего противопожарного водопровода
предусматривать устройство сухотрубов с выведенными наружу патрубками с вентилями и соединительными
головками для подключения пожарных автомобилей. Соединительные головки необходимо размещать на
фасаде в месте, удобном для установки не менее двух пожарных автомобилей на высоте 0,8 — 1,2 м.
Здесь фраза про вентиль (не понятно правда открытый или закрытый), ничего про обратник.
Указана высота установки патрубков

СП 118.13330
Л.18 Для присоединения рукавов передвижных пожарных насосов от напорной линии между насосами и
распределительной гребенкой спринклерной и дренчерной установок должны быть выведены наружу два
патрубка диаметром 80 мм с обратными клапанами и стандартными соединительными пожарными головками.
Здесь нет фразы про задвижку, зато фраза про обратник.
Не указана высота установки патрубков

СП 113.13330
5.2.20. В автостоянке должны предусматриваться закольцованные сухотрубы с обратными
клапанами у патрубков, выведенных наружу для передвижной пожарной техники.
строительными конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 150.
6.2.4. В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный
водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с
соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения
передвижной пожарной техники.
Здесь фраза и про задвижку и про обратник. Но для открытых автостонок ничего арматуру а про подземные и вентиль и обратник.
Не указана высота установки патрубков

Вопрос и возмущение. ЧТО НЕЛЬЗЯ БЫЛО КАК ТО СТАНДАРТИЗИРОВАТЬ И ПРИНЯТЬ ОДИНАКОВОЕ РЕШЕНИЕ ВО ВСЕХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ.

Нельзя) Нормы разные службы писали)
ИМХО. Обязательное наличие обратника и задвижки, как минимум логично. Высота установки в нормах варьируется, но лично я всегда указываю 1,35±0,15м.

Кстати, о п.7.4.4 СП 54.13330. Понимаю, что где-то уже есть обсуждение этого пункта, но все же отпишусь тут, извиняйте )
Недавно писали во ВНИИПО о том стоит ли руководствоваться этим пунктом СП или нет. Получили ответ, что этот вопрос рассматривался в ДНПР МЧС России на заседании экспертной комиссии, и «комиссией принято решение о недопустимости применения сухотрубов взамен ВПВ в целях обеспечения должного уровня защиты жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров». Как-то так)

Нельзя) Нормы разные службы писали)
ИМХО. Обязательное наличие обратника и задвижки, как минимум логично. Высота установки в нормах варьируется, но лично я всегда указываю 1,35±0,15м.

Кстати, о п.7.4.4 СП 54.13330. Понимаю, что где-то уже есть обсуждение этого пункта, но все же отпишусь тут, извиняйте )
Недавно писали во ВНИИПО о том стоит ли руководствоваться этим пунктом СП или нет. Получили ответ, что этот вопрос рассматривался в ДНПР МЧС России на заседании экспертной комиссии, и «комиссией принято решение о недопустимости применения сухотрубов взамен ВПВ в целях обеспечения должного уровня защиты жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров». Как-то так)

Я бы сузил утверждение до обязательности только обратников. Если в тексте упоминаются ещё и задвижки, то придётся ставить; если нет, то и чёрт с ними. Главное обеспечить отключение ремонтного участка, чтобы обратники отремонтировать можно было.

источник

Подключение пожарной техники к насосной АПТ

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Читайте также:  Техника для установки анкеров

В этой статье мы с вами рассмотрим вопрос, как правильно должно выполняться подключение пожарной техники к насосной АПТ.

Покажем, с помощью чего пожарный автотранспорт подключается к насосной,

на какой высоте располагаются патрубки,

каков расход огнетушащего вещества,

как подключать машину к насосной станции АПТ на нестандартных объектах.

Приведем нормативную часть.

Подключение пожарной техники к насосной АПТ

Насосная установка автоматического ПТ с одной стороны и пожарная автомашина – с другой.

Казалось бы, все просто. Соединили рукавом патрубок с автомобилем и можно тушить пожар.

Но, если посмотреть на это с точки зрения норм и правил, то не все так однозначно.

Неправильное подключение может привести к необратимым последствиям и усугублению ситуации.

Поэтому нам надо твердо знать правила и порядок подключения насосной АПТ и служебной машины.

Кратко о насосной станции

Насосная станция пожаротушения – это система коммуникационных линий и оборудования, которые предназначены для перекачки огнетушащего состава из одного места в другое.

Вода или пена в таких установках перекачивается под давлением.

Различают стационарные и мобильные насосные станции.

По размещению – подземные и наружные.

Помещение насосной относят к I категории по обеспеченности подачи воды и к I категории по ПУЭ.

Перед входом в насосную расположено световое табло «Насосная станция», подключенное к основному аварийному освещению.

Комплекс размещается на подземном, цокольном или первом этаже здания.

Насосные с машинным залом площадью 9*6 м 2 оборудуются ВПВ.

Расход воды водопровода должен быть не менее 2,5 л/с.

Для наглядности, дорогой читатель, приводим здесь примерную схему насосной станции АПТ.

Требования к насосной станции

Для этого помещения нормативной документацией устанавливаются отдельные требования.

Эти правила помогут Вам в целях правильного подключения к насосной пожарного автомобиля.

  • Здание насосной станции ПТ отделяют от других помещений противопожарные перекрытия и перегородки. Предел огнестойкости таких конструкций REI 45.
  • Температура воздушной среды в насосной АПТ должна находиться на отметке от +5 °С до +35 °С.
  • Влажность воздуха в помещении – не выше 80 % при +25 °С.
  • Аварийное и рабочее освещение строения 10 лк и 75 лк, соответственно, согласно СНиП 23-05-95.

  • В насосной АПТ предусматривается телефонная связь с помещением диспетчерской или пожарного поста.
  • п. 5.10.37 СП 5.13130.2009: предусматривается измерение температуры подшипников, уровня аварийной затопляемости, давления в каждом насосе.
  • п. 5.9.6 СП 5.13130.2009: резервный и жокей-насос выключаются при задействовании главного насоса.
  • п. 5.9.8 СП 5.13130.2009: жокей снабжается измерителем и датчиком давления. Либо вместо них ставят электроконтактное устройство.
  • п. 4.1.18 СП 10.13130.2009: в строениях без отопления вне насосной АПТ внутренние водопроводы могут быть сухотрубными.

  • п. 4.1.11 СП 10.13130.2009: для сухотрубных комплексов, располагающихся в неотапливаемых строениях, ЗРА размещают в помещении с отоплением. Во избежание замерзания воды, после огнетушения, обязательно опорожняйте водопровод.
  • п. 5.10.32 СП 10.13130.2009: каждый насос на напорном участке комплектуется задвижкой, обратным клапаном и прибором измерения давления, на участке всасывания – измерителем давления и задвижкой. Если насос работает на всасывание без подпора, то в этом месте задвижка не нужна.

Общие нормы и требования

Выберем главные нормативные документы, касающиеся насосных агрегатов и передвижной техники ПТ.

Пройдемся по пунктам эти документов.

  • п. 5.10.19 СП 5.13130.2009: для подсоединения автоматического средства огнетушения к служебной технике необходимо предусмотреть номинальный диаметр водопровода не меньше DN 80. Патрубки выводятся наружу по высоте 1,35±0,15 м и оборудуются соединительными головками ГМ 80. Самый большой показатель расхода ОТВ должен быть у диктующей секции АУПТ.
  • п. 5.2.23 СП 5.13130.2009: для АУПТ спринклерного типа на распределительном и питающем трубопроводе с DN 65 или большим диаметром возможен монтаж ПК, в соответствии с ГОСТ Р 51844, ГОСТ Р 53331, ГОСТ Р 51115, ГОСТ Р 53279, ГОСТ Р 51049, ГОСТ Р 53278, а также первичных устройств пожаротушения, в соответствии с СТУ.

  • п. 5.10.20 СП 10.13130.2009: Вне сооружения насосной АПТ должно находиться минимум два ввода с соединительными головками, для подсоединения не меньше двух машин.
  • п. 4.1.15 СП 10.13130.2009: При подсоединении насосной АПТ к пожарной технике ВПВ у каждой зоны сооружения высотностью от 17-ти этажей предусматривают два выводимых наружу патрубка с ГМ-80. Также необходимо устанавливать в насосной задвижку для наполнения емкости огнетушащим составом и обратный клапан.
  • ГОСТ Р 12.4.026-2001: в зоне расположения сухотрубного стояка размещается знак пожарной безопасности с пояснительной подписью, согласно требованиям п. 6.3.3.4 ГОСТа.
  • п. 5.1.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001: средства противопожарной защиты, т.е. участки патрубков с головками ГМ 80, окрашиваем в красный цвет.
Читайте также:  Техники по изменению установки

  • п. 6.1.3 ГОСТ Р 12.4.026-2001: плоский знак пожарной безопасности с наружным расположением, т.е. место подключения пожарного техники, должен быть световым и питаться от сети наружного электроснабжения.
  • Письмо ВНИИПО № 1987эп-12-1-4 от 12 апреля 2017 г.: подача огнетушащего вещества через патрубки с головками 80 мм снаружи насосной АПТ должна производиться от пожарной машины в напорные водопроводы насосного оборудования АУПТ.

Требованиями регламентируется монтаж в сооружении насосной АПТ дозирующих и пожарных насосов в количестве не меньше двух. Обязательно должен быть один резервный насос.

Проектирование допускает использование готовых насосных конструкций или отдельных насосов.

Вместе с АУПТ обычно применяется центробежное насосное оборудование.

Узел подключения пожарной техники к насосной станции может располагаться у стены, либо в нише стены.

А если у нас в здании имеется наружная декоративная или стеклянная стена?

В этом случае патрубки из насосной также необходимо выводить на улицу.

Предусматривается ниша с пожарным шкафом, который опирается на пол.

Рукава к УПТ присоединяем точно так же, с помощью соединительных головок.

Как подключить машину к насосной АПТ

Исходя из вышеназванных требований к насосной станции и подключению к ней пожарных машин,

можно коротко описать общий порядок подключения.

  1. Из насосной станции тушения пожара наружу выводится УПТ с патрубками 80 мм, на высоту 1,35±0,15 м. (Предусматривается пожарный кран).
  2. К этим двум или более патрубкам с головкамиГМ 80 присоединяем пожарные рукава.
  3. Рукавные линии подсоединяем к пожарному автомобилю для подачи огнетушащего вещества от автомобиля в установку пожаротушения.
  4. Насосная станция начинает работу.

Во-первых, расчетная пропускная способность у соединительного узла для ГМ-80 на один патрубок – 10 л/с.

Но лучше использовать УПТ на большее количество головок – 4, 6, или даже 8.

Да, один патрубок пропустит 10 литров, но всегда лучше иметь запас этого расчетного показателя.

Другой момент связан с возможным разрывом пожарного рукава, как правило, в нижней части.

Конечно, рукав может порваться и от износа.

Но в основном это случается из-за избыточного нагнетания давления,

когда, например, решают задействовать последовательно два пожарных насоса.

Кроме этого, если ПК монтируются на распределительных и питающих водопроводах водяной АУПТ,

то для соединения пожарной машины с насосной АПТ используются общие водопроводы

с минимальным диаметром DN 80, патрубками, с высотой установки 1,35±0,15 м с головками ГМ 80.

Но если у нас ВПВ, то каждый участок внутренней сети в сооружении высотой от 17-ти этажей

предполагает 2 выводимых наружу патрубка ГМ 80 с монтажом в помещении задвижки и клапана обратного.

Тушение товарного парка

Потушить такой объект – задача непростая.

Все нефтехранилища в обязательном порядке оборудуются установками пожаротушения,

как объекты повышенной пожароопасности.

Сам парк всегда ограничивается по периметру ограждающей стеной или обвалованием,

если емкости с нефтепродуктом располагаются на земле.

При подземных, углубленных в грунт резервуарах периметр парка ограждается противопожарными проездами или дорогами.

Здесь в качестве ОТВ применяют пену низкой или средней кратности, согласно СП 155.13130.2014.

Подают состав на поверхность горящего продукта или к основанию самого резервуара, в слой нефтепродукта (подслойное тушение).

В товарном парке используется оборудование водяного охлаждения, необходимое в процессе огнетушения.

Для этой цели применяется кольцевой подземный водопровод с установленными на нем пожарными гидрантами.

Насосная установка АПТ в этом случае также располагается под землей.

От растворопровода вовне выводятся патрубки для подсоединения мобильной пожарной техники.

И здесь тоже допустимо использование труб с диаметром DN 80 для соединения их с пожарными рукавами ГМ-80.

УПТ может иметь до 8-ми стыковых соединений.

Для тушения резервуарных парков применяются пожарные вышки.

Резервуары располагаются в два или более рядов по группам.

Но к ним должен быть доступ для проезда пожарной техники?

Конечно, такой доступ предусматривается.

При наземном расположении хранилищ к каждой группе резервуаров

оборудуются пожарные проезды внутрь обвалования для доступа пожарных автомобилей.

Что запомнить

Подведем итоги, дорогие читатели, и по традиции выделим основные моменты нашего обзора.

  • При подсоединении пожарной автомашины к насосной АПТ придерживайтесь указаний СП 5.13130.2009, СП 10.13130.2009, ГОСТ Р 12.4.026-2001.
  • Показатели соединения: DN трубопровода от 80 мм, высота выводимых из насосной участков труб 1,35±0,15 м, соединительные головки ГМ-80.
  • Пропускная мощность УПТ для ГМ 80 на один патрубок – 10 л/с.
  • Если высота здания больше 17-ти этажей, то на ВПВ надо устанавливать задвижку и обратный клапан, а каждый участок водопровода должен иметь два патрубка ГМ-80 для подсоединения передвижной пожарной техники.
  • Для огнетушения резервуарных парков используются пожарные вышки с лафетными стволами.
Читайте также:  Техника безопасности на газотурбинных установках

Подключайте пожарную технику к насосным станциям АПТ правильно,

и проблем с расходом ОТВ или других затруднений у Вас никогда не возникнет.

источник

Высота установки головок для подключения пожарной техники

Группа: Участники форума
Сообщений: 60
Регистрация: 17.6.2008
Пользователь №: 19824

Доброго дня!Возник вопрос по размещению головок для подключению пожарной техники. По СП 5.13130.2009 п.5.10.20 я так понимаю головки должны быть расположены именно на стене помещения насосной станции АУПТ. По НПБ88 вроде такого уточнения не было. Как кто считает? Интересует также вопрос о правилах размещения этих головок, т.е. насколько они должны быть видны и пр., можно ли их установить под лестницей,ведущей по фасаду здания?Сколько пространства должно быть до препятствий. Не нашёл ничего конкретного.

Сообщение отредактировал Daddik — 25.11.2015, 9:44

Группа: Участники форума
Сообщений: 985
Регистрация: 20.5.2008
Из: Москва
Пользователь №: 18901

Группа: Участники форума
Сообщений: 60
Регистрация: 17.6.2008
Пользователь №: 19824

Группа: Участники форума
Сообщений: 2082
Регистрация: 12.10.2009
Из: Москва
Пользователь №: 39493

Группа: Участники форума
Сообщений: 60
Регистрация: 17.6.2008
Пользователь №: 19824

Группа: Участники форума
Сообщений: 2082
Регистрация: 12.10.2009
Из: Москва
Пользователь №: 39493

Группа: Участники форума
Сообщений: 530
Регистрация: 2.10.2015
Из: Россия
Пользователь №: 279194

Коллеги вопрос следующий, сразу в нескольких нормативных документах указывается на установка пожарных патрубков для подключения пожарных машин и везде по разному написано:

СП 10.13130
4.1.15 Внутренние сети противопожарного водопровода каждой зоны здания
высотой 17 этажей и более должны иметь 2 выведенных наружу патрубка с
соединительными головками диаметром 80 мм для подключения передвижной
пожарной техники с установкой в здании обратного клапана и нормальной
открытой опломбированной задвижки.
Здесь имеется фраза про задвижку и обратник.
Про высоту установки патрубков ни слова

СП 5.13130
5.10.19 В помещении насосной станции для подключения установки пожаротушения к передвиж-
ной пожарной технике следует предусматривать трубопроводы номинальным диаметром не менее
DN 80 с выведенными наружу на высоту (1,35 ± 0,15) м патрубками, оборудованными соединительны-
ми головками ГМ 80. Трубопроводы должны обеспечивать наибольший расчетный расход диктующей
секции установки пожаротушения.
5.10.20 Снаружи помещения насосной станции соединительные головки необходимо размещать
с расчетом подключения одновременно не менее двух пожарных автомобилей (т.е. должно быть не
менее двух вводов с соединительными головками).
Здесь нет фразы про задвижку и обратник.
Указана высота установки патрубков

СП 54.13330
7.4.4 Противопожарный водопровод должен выполняться в соответствии со СП 8.13130 и СП 10.13130.
В зданиях высотой до 50 м допускается вместо внутреннего противопожарного водопровода
предусматривать устройство сухотрубов с выведенными наружу патрубками с вентилями и соединительными
головками для подключения пожарных автомобилей. Соединительные головки необходимо размещать на
фасаде в месте, удобном для установки не менее двух пожарных автомобилей на высоте 0,8 — 1,2 м.
Здесь фраза про вентиль (не понятно правда открытый или закрытый), ничего про обратник.
Указана высота установки патрубков

СП 118.13330
Л.18 Для присоединения рукавов передвижных пожарных насосов от напорной линии между насосами и
распределительной гребенкой спринклерной и дренчерной установок должны быть выведены наружу два
патрубка диаметром 80 мм с обратными клапанами и стандартными соединительными пожарными головками.
Здесь нет фразы про задвижку, зато фраза про обратник.
Не указана высота установки патрубков

СП 113.13330
5.2.20. В автостоянке должны предусматриваться закольцованные сухотрубы с обратными
клапанами у патрубков, выведенных наружу для передвижной пожарной техники.
строительными конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 150.
6.2.4. В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный
водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с
соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения
передвижной пожарной техники.
Здесь фраза и про задвижку и про обратник. Но для открытых автостонок ничего арматуру а про подземные и вентиль и обратник.
Не указана высота установки патрубков

Вопрос и возмущение. ЧТО НЕЛЬЗЯ БЫЛО КАК ТО СТАНДАРТИЗИРОВАТЬ И ПРИНЯТЬ ОДИНАКОВОЕ РЕШЕНИЕ ВО ВСЕХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ.

Сообщение отредактировал psb1983 — 26.11.2015, 9:57

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector